Эмоциональная сила внутренних образов
Я охотно комбинирую семейные расстановки с другими методами, прежде всего, с теми, которые я сама разработала на основе холдинг-терапии (удерживающей терапии), а именно — примирение с отсутствующими родителями и послеродовая реабилитация.
Кроме того, я широко использую элементы гешталът-терапии, психодрамы и биоэнергетики.
Кроме того, я широко использую элементы гешталът-терапии, психодрамы и биоэнергетики.
Введение в визуализацию
Клиент может решиться выразить свои сильные и глубокие эмоции, лёжа на мате, положив руки на сердце и живот, поддерживаемый близким ему человеком, при условии, что он не ограничен по времени и с ним работает внимательный терапевт. Расстановки зачастую не дают сильным и глубоким эмоциям возможности проявиться в полной мере.
В процессе визуализации в состоянии лёгкого транса клиент видит реальные картины своей жизни с участием, например, матери или супруга. Вспоминаются все ощущения: сезоны года и время суток, образ родительского дома, растения в саду, входная дверь, посуда в кухне, запахи, взгляд мамы, её выражение лица, руки...
Происходит инсценированная в воображении встреча между клиентом и определённым человеком, чтобы выразить всю накопившуюся боль и прийти к примирению. В зависимости от вида конфликта можно подвести клиента к осознанию (в случае примирения с отсутствующим родственником) или же постепенного прощания (в случае оплакивания близкого человека). При этом можно полностью отказаться от привлечения заместителей. Вместо них используются различные образы: пути, святые, ангелы, все мужчины рода или умерший при рождении брат (доктор Карл Густав Юнг или другие значимые личности и т. д.).
В состоянии транса возможна даже визуальная расстановка между Небом и Землёй. Особенно полезным оказывается недоступное в обычной расстановке измерение «верх-низ». Здесь особенно близко ощущается присутствие «небесного менеджмента», как я люблю называть Spiritus Sanctus. Основным этическим принципом этой работы является то, что завершение проработки конфликта происходит лишь после возобновления готовности к любви.
В процессе визуализации в состоянии лёгкого транса клиент видит реальные картины своей жизни с участием, например, матери или супруга. Вспоминаются все ощущения: сезоны года и время суток, образ родительского дома, растения в саду, входная дверь, посуда в кухне, запахи, взгляд мамы, её выражение лица, руки...
Происходит инсценированная в воображении встреча между клиентом и определённым человеком, чтобы выразить всю накопившуюся боль и прийти к примирению. В зависимости от вида конфликта можно подвести клиента к осознанию (в случае примирения с отсутствующим родственником) или же постепенного прощания (в случае оплакивания близкого человека). При этом можно полностью отказаться от привлечения заместителей. Вместо них используются различные образы: пути, святые, ангелы, все мужчины рода или умерший при рождении брат (доктор Карл Густав Юнг или другие значимые личности и т. д.).
В состоянии транса возможна даже визуальная расстановка между Небом и Землёй. Особенно полезным оказывается недоступное в обычной расстановке измерение «верх-низ». Здесь особенно близко ощущается присутствие «небесного менеджмента», как я люблю называть Spiritus Sanctus. Основным этическим принципом этой работы является то, что завершение проработки конфликта происходит лишь после возобновления готовности к любви.
Описание случая
Мать Хелена (27 л.}, отец Карл (35 л.), Кай (7 л.}, Дэн (4 г.), Майк (3 г.).
Повод: Кай страдает синдромом дефицита внимания, в школе из-за проблем с концентрацией он не может проявить свои умственные способности. Хелена ощущает себя беспомощной, страдает депрессией, трижды пыталась покончить с собой. После каждых родов она испытывала послеродовую депрессию. Признаков психоза не наблюдается. Карл заботится, как может, но чувствует, что не справляется. Нет бабушки, которая могла бы помочь. Мать Хелены покончила жизнь самоубийством, когда дочери было шесть лет, а мать Карла сама нуждается в уходе по причине рассеянного склероза.
Повод: Кай страдает синдромом дефицита внимания, в школе из-за проблем с концентрацией он не может проявить свои умственные способности. Хелена ощущает себя беспомощной, страдает депрессией, трижды пыталась покончить с собой. После каждых родов она испытывала послеродовую депрессию. Признаков психоза не наблюдается. Карл заботится, как может, но чувствует, что не справляется. Нет бабушки, которая могла бы помочь. Мать Хелены покончила жизнь самоубийством, когда дочери было шесть лет, а мать Карла сама нуждается в уходе по причине рассеянного склероза.
Рабочая гипотеза.
Ключ к здоровью Кая следует искать в его матери Хелене. Предшествующая психотерапевтическая помощь Хелене: лечение у психоаналитика в течение нескольких лет не принесло результата и было прекращено. Неоднократно лечилась в психосоматических клиниках. Улучшений удавалось достичь, прежде всего, с помощью медикаментов, также частично с использованием биоэнергетических методов. Кроме того, полезными оказались работа с генограммой и многочисленные семейные расстановки по Хеллингеру.
Выяснилось, что Хелена в склонности к суициду наследует свою мать, которая, в свою очередь, повторяет судьбу первой жены своего отца — женщина выбросилась из окна якобы из-за его постоянных измен. Расстановщики поработали на совесть: тенденции следовать за умершими были выявлены и проработаны. Хелена осознала, что ею движет в этом стремлении «уйти». Проститься с «матерью» и «женой дедушки» ей удалось с трудом, скорее под давлением ведущего и атмосферы в группе, но несколько недель спустя её боль вернулась.
Ключ к здоровью Кая следует искать в его матери Хелене. Предшествующая психотерапевтическая помощь Хелене: лечение у психоаналитика в течение нескольких лет не принесло результата и было прекращено. Неоднократно лечилась в психосоматических клиниках. Улучшений удавалось достичь, прежде всего, с помощью медикаментов, также частично с использованием биоэнергетических методов. Кроме того, полезными оказались работа с генограммой и многочисленные семейные расстановки по Хеллингеру.
Выяснилось, что Хелена в склонности к суициду наследует свою мать, которая, в свою очередь, повторяет судьбу первой жены своего отца — женщина выбросилась из окна якобы из-за его постоянных измен. Расстановщики поработали на совесть: тенденции следовать за умершими были выявлены и проработаны. Хелена осознала, что ею движет в этом стремлении «уйти». Проститься с «матерью» и «женой дедушки» ей удалось с трудом, скорее под давлением ведущего и атмосферы в группе, но несколько недель спустя её боль вернулась.
Мои дальнейшие действия
Как оказалось, в ходе терапии недостаточно внимания было уделено эмоциональной проработке экзистенционального кризиса пациентки. Вскоре после рождения X. была изолирована от матери. Случилось ли это из-за опасений по поводу возможной ретравматизации, неизвестно. X. не могла оплакать смерть своей матери, поскольку родственники решили пощадить тогда шестилетнего ребёнка и ничего ей не рассказали. Несмотря на вполне успешные расстановки, клиентка, очевидно, не получила достаточной поддержки, чтобы полностью принять и выразить свои эмоции.
Поэтому я решила помочь женщине оплакать утрату матери при помощи визуализации прощания с ней и посредством семейной расстановки «на небесах» после завершающей стадии оплакивания.
В течение обоих процессов, когда Хелена лежит на мате, её крепко держит муж. Он ни в коем случае не выступает как заместитель, его задача — помочь ей почувствовать себя в безопасности, чтобы она решилась полностью выразить свои эмоции. При этом Карл получает редкий шанс сопровождать жену на её жизненном пути и прочувствовать её переживания.
Введя её в лёгкий транс, я вызываю в ней приятные воспоминания о матери, в которых она обнимает дочь и играет с ней. Затем я помещаю её в ситуацию на лестничной клетке пятиэтажного дома, когда мать с криком падает вниз, а маленькая Хелена сбегает по лестнице, в отчаянии обнимает окровавленную маму и рыдает от отчаяния и гнева («Ты меня бросила!») и невыносимого горя. Далее следует сцена, в которой она намазывает мамины руки розовым маслом, складывает их на груди, поёт вместе с папой и бабушкой колыбельную и закрывает гроб. После этого она видит себя стоящей между плачущими и плачет вместе с ними, бросает в могилу красную розу и горсть земли...
...а затем мы летим на небо, как и хотела Хелена, сев верхом на серебряного мотылька. По сути, она лишь повторяет уже пережитое во время семейной расстановки. Хелена благодарит мать за подаренную жизнь, выражает уважение к её тяжелой судьбе и обещает вернуться на землю, к мужу и троим своим сыновьям, сохранив образ матери в своём сердце. Но внезапно Хелена начинает сопро¬тивляться: «Нет, я останусь с мамой! Наконец я её нашла. Я не вернусь на землю! Нет!». И она идёт вслед за мамой.
Тут и я закрываю глаза и превращаю процесс в визуальную расстановку.
Я вижу их обеих, стоящих лицом к лицу, они светятся любовью. Позади матери стоит первая жена её отца, а рядом с ней и неверный муж. Я смотрю вниз на землю и вижу мужа Хелены, прижавшихся к нему детей, которые с тоской смотрят на исчезающую маму и жену — стереорасстановка, возможная лишь при визуализации! В трансе я по очереди подхожу к каждому из умерших, становлюсь у него за спиной, прислушиваюсь, и они начинают отвечать на вопрос Хелены: «Я никак не могу распрощаться с тобой, со всеми вами. Мы ведь одна семья. Вы хотите, чтобы я тут осталась?». Никто из них этого не хочет. Все рады её здесь видеть, её даже любят, но каждый из них чувствовал бы себя ответственным за осиротевших детей и за горе овдовевшего мужа. Особенно противится дедушка: «Неужели из-за того, что я не пропускал ни одной юбки, страдают и будут страдать все женщины в нашей семье? Моя жена и дочь, моя внучка и правнучки? Нет, как я смогу тут покоиться с миром? Хелена, я прошу тебя, немедленно возвращайся к семье. Там твоё место!». Затем к ней обращается мать: «Да, доченька, возвращайся к семье, ты нужна им. А сюда ты обязательно вернёшься, но когда уже будешь совсем старенькая и седая. А пока возвращайся, я благословляю тебя». Я дополняю образ ангелами всех умерших и ещё живущих родственников, и под их благословляющую песню Хелена возвращается на землю верхом на серебряном мотыльке.
Она открывает глаза, смотрит на мужа и чувствует, что она дома, как у мамы. «Ничего себе!» — подумала я. Может быть, она пыталась найти утраченную мать в собственном муже? Может, ей с самого рождения не хватало материнской заботы, и именно в этом причина её ретравматизаций после каждых родов?
Послеродовая реабилитация
Процесс выздоровления мог завершиться только после того, как Хелена провела коррекцию, то есть заново пережила процесс рождения и ощущение материнской заботы. Во время этого процесса её, конечно, поддерживал её муж и симпатичная ей женщина в качестве заместительницы её матери.
Получился настоящий хеппи-энд. Сюда же относится и осознание всех переносов, которые влияли на её отношения с мужем.
Этот метод послеродовой реабилитации, который я разработала в моём терапевтическом обществе, я считаю лучшим на сегодня. Разумеется, рано или поздно появится более эффективный метод, таков закон развития.
Вам понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новостей Портала «Расстановщик» и получайте раз в месяц анонсы всех новых материалов на свой e-mail.
Каталог расстановщиков Выберите город
Товар недели
Rasstanovka TodayАлтарь "Дары домовому" 1700