Портал «Расстановщик»
Для города:
Выберите город

К недавней критике расстановочной работы и Немецкого общества системных расстановок (DGfS)

Дорогие коллеги,
Я хочу попрощаться с Вами как председатель DGfS. Последние два года я рассматриваю как переход к более молодому поколению расстановщиков, которые теперь возьмут ответственность за DGfS и за Вас на себя. Так, я желаю новому председателю, Барбаре Иннекен, и новичкам в руководстве хорошего и плодотворного сотрудничества, направленного на стабильность и развитие нашего союза, вместе с теми, кто выполнял руководящие функции до сих пор, - я думаю прежде всего о Вилфриде Де Филиппе, бессменном руководителе, и обо всех, кто выполняет важные задачи в аккредитационной комиссии и занимается дополнительным образованием. Пока каждому из нас по отдельности удается проводить качественную и эффективную расстановочную работу, мы обладаем хорошим перспективным базисом для объединения, и я могу за него не опасаться. Я продолжаю оставаться членом DGfS и редакции этого журнала.
К недавней критике расстановочной работы и Немецкого общества системных расстановок (DGfS)
Вместо того чтобы изложить здесь заключающий мое пребывание на посту председателя взгляд на ситуацию в Немецком обществе системных расстановок, я бы хотел обратиться к вновь всколыхнувшейся критике из внешних кругов. Недавно вышла книга, в которой семейные расстановки наряду с другими методами терапии, например, холдинг-терапией по Прекоп, жестко критикуются и ставятся в разряд псевдотерапий, которые ведут к заболеваниям (Хайке Дирбах «Шарлатаны по душе», rororo 62586). Упреки не новы. Но в этой книге впервые содержатся нападки на DGfS. Как нам быть с этим?
Сначала об упреках
-        Семейные расстановки являются эзотерическим альтернативным методом, который не имеет ни научного обоснования, ни апробирован и практикуется теми, кто не имеет ни психологического, ни медицинского образования. Душа является одной из самых уязвимых частей человека. Неправильное обращение с ней может иметь самые тяжелые последствия.
-        Да, семейные расстановки предлагают интенсивные переживания, но не помощь в излечении старых травм, преодолении деструктивных отношений, переживании нового, не помогают с новыми силами идти по жизни. Известны случаи смерти после семейных расстановок, а также многочисленные случаи ухудшения состояния. После расстановок некоторым становится хуже, чем раньше, а если улучшение и наступает, то ненадолго. Нельзя проверить и подтвердить успешность или неуспешность расстановки. Восхищенные участники расстановок не «перевесят» одного участника, у которого разовьется психоз.
-        По большей части необразованные и неквалифицированные расстановщики обещают, что с помощью этого метода каждый может быстро и навсегда решить все свои проблемы. Фасилитаторы выступают как посредники и проводники некой высшей силы, будучи главными участниками расстановки раздают советы, о которых их не просили, а в случае неуспеха возлагают вину на пациента.
-        Если речь идет о серьезной психотерапии, ошибки происходят тогда, когда психотерапевт не соблюдает правил своего метода, в псевдотерапиях, как и в семейных расстановках, риск состоит в том, что терапевт соблюдает правила своего метода.
-        Семейные расстановки, ведущие свое начало от терапии по Вирджинии Сатир, отличаются от последней тем, что признается существование некоего «знающего поля» и того, что в «порядках любви» происходит что-то, что проявляется через отдельного члена семьи. Предполагается, что не сама семья решает, как ей жить, а что это предписывается некой высшей силой. Если пациент следует этому, то он здоров, если же нет, это делает его больным.
-        Образ человека в представлении Берта Хеллингера крайне консервативен, а изобретение знающего поля дает расстановщикам и заместителям почти что неограниченную власть над пациентами. Введение «высшей силы» нарушает центральные принципы психотерапии. Рассказывать человеку, который и без того имеет проблемы с тем, чтобы оставаться в реальности, что-то о «знающем поле» – более чем безответственно с терапевтической точки зрения.
-        И в серьезных терапиях известно вынужденное трансгенерационное повторение, но там оно рассматривается как результат научения. И феномен заместительского восприятия также является повседневно наблюдаемым явлением. Это естественно, что заместитель, на которого смотрят как на дедушку, чувствует себя подобно дедушке. Однако, к реальному дедушке это не имеет никакого отношения. В расстановках участники чувствуют то, что ожидает от них расстановщик.
-        Расстановщики пасутся, как им нравится, на хлебах Берта Хеллингера и не заинтересованы в перепроверке. Метод ненаучен, очень мало исследований отталкивается непосредственно от расстановок и не должны восприниматься в серьез.
-        Хотя Немецкое общество системных расстановок и ратует за отделения психотерапии и консультирования, многие консультанты провозглашают, что с помощью расстановок можно напасть на след психосоматических заболеваний. Расстановка практически всегда оказывается в психотерапевтической области, когда речь в ней идет о работе с последствиями тяжелых событий, таких как сексуальное насилие, суицидальные тенденции, заболевания типа депрессии.
-        Институты дополнительного образования для взрослых, которые предлагают также курсы по расстановкам, теряют свою серьезность. Неприемлемо, что в университетах засчитываются дипломные работы по расстановкам. Старания предложить себя с расстановками другим объединениям являются лишь попыткой симулировать серьезность. Системное общество и Немецкое общество системной и семейной терапии не решаются достаточно дистанцироваться от Берта Хеллингера и расстановочной работы. Так как серьезной терапии ужиться с семейными расстановками? Если уж серьезные профессиональные объединения хотят связываться с семейными расстановками, то, по крайней мере, пусть делают это на достаточном расстоянии от Берта Хеллингера и без «знающего поля» и мистического анализа.
-        Участников семейных расстановок упрекать нельзя. Часто им не попасть в достаточно краткие сроки на прием в рамках серьезной терапии, и они не понимают своего риска. Если же профессиональные образованные психотерапевты и интересуются расстановками, то потому, что они тоже люди, а на расстановках можно выплеснуть чувство агрессии и даже подзаработать.
-        Короче: «Семейные расстановки – это игра в русскую рулетку с душой».
Сосредоточенный подрывной заряд.
Я хочу попробовать отступить с линии огня, глубоко вздохнуть и затем взвесить и оценить и то, и то: и упреки критиков, и позиции, о которых я думаю, что нам расстановщикам следует их рассмотреть в отношении нашей работы, чтобы выступить за максимально эффективную работу и позитивное внешнее воздействие.
Оценка критики
-        Против таких критиков как Хайке Дирбах у нас нет никаких шансов с аргументацией. Она изначально не желает дискуссии о за и против, так как считает, что внушается, что семейные расстановки ставятся на один уровень с серьезными психотерапиями. Как и многие критики до нее, она с самого начала исключает, не говоря о том, чтобы попытаться даже примерно понять, что же происходит в расстановках.
-        Существует предрассудок, выражающийся в аллергической реакции на определенные понятия, например, «порядки любви», «судьба», «знающее поле» или на саму личность Хеллингера. Действительно, расстановки в некоторых своих допущениях и опыт, полученный на практике, не соответствуют некоторым тенденциям современного психотерапевтического духа. Но громкие слова «чушь», «бессмыслица», «крайне консервативный образ человека», «мистический анализ» не заменяют аргументации. Утверждение о том, что в книге представлены теоретические основы и техника критикуемых альтернативных методов, по крайней мере, на материале семейных расстановок (других разделов я пока не прочитал) просто не соответствует действительности. Даже при беглом прочтении можно сказать только, что в книге демонстрируется полное незнание многообразия процессов расстановочной работы.
-        Постоянно утверждается, что семейная расстановка вызывает суицидальные чувства, психозы и другие тяжелые душевные расстройства и что после расстановок бывали случаи самоубийства. Но где же конкретные данные и цифры? Где доказательства взаимосвязи между этими происшествиями и расстановками?
-        Поскольку как раз тяжело отягощенные люди часто обращаются к альтернативным методам, так как не находят или думают, что не найдут помощи в традиционной психологической, психиатрической, социальной и медицинской системах, само собой разумеется, что эти тяжелые душевные нарушения могут выйти на поверхность в расстановке или после нее. Метод расстановки не является гарантией излечения, часто посещение расстановочного семинара – только один из эпизодов в одиссее выздоровления клиента. Таким образом, а также вообще имея в виду сложность оказания помощи при тяжелых душевных нарушениях и при обращении к общепризнанным психосоциальным институтам, для меня не является очевидной угроза, исходящая именно от расстановок. Кроме того, «вызывать» не значит «являться причиной», что, конечно, не значит, что тот, кто вызывает, не несет никакой ответственности.
-        Расстановки упрекаются в том, что они ненаучны, и результаты, полученные с их помощью, нельзя перепроверить. Одновременно с этим нас предостерегают от того, чтобы научно заниматься расстановочной работой. Как же себя вести? Слава богу, на свете есть ученые, которые открыто относятся к исследованию расстановочной работы и по крайней мере честно проверяют то, что происходит в расстановках. Этот процесс пока еще в начальной стадии, но в скором времени интенсифицируется. Так как большой, практически полезный и теоретически интересный потенциал расстановочной работы больше не может так просто отрицаться только из идеологических соображений. Некоторые расстановщики также сами проявляют заинтересованность прежде всего в методических исследованиях. Выходцы из наших рядов защитили первые дипломные и кандидатские работы. В настоящее время Гунтхард Вебер и Штефан Хаузнер работают над международным проектом (см. «Практика системной расстановки» 2/2009[1]).

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ ВО ВТОРОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА "СИСТЕМНЫЕ РАССТАНОВКИ"


[1] На нашем сайте Вы можете найти перевод упомянутой статьи: Найти мужество и принять решение 


Вам понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новостей Портала «Расстановщик» и получайте раз в месяц анонсы всех новых материалов на свой e-mail.

Нравится

Теоретическая основа Философия метода

Автор: Якоб Роберт Шнайдер Источник: "Praxis der Systemaufstellung", 1/2010
Каталог расстановщиков Выберите город
Сейчас в каталоге: 937 расстановщиков, предлагающие 4738 тренингов и семинаров
Подписка на новости и статьи
Товар недели
Маттиас Варга фон Кибед и Инза ШпаррерСовсем наоборот 500

Сбор новостей

RSS-материал
Выберите страну и город:
 Подождите...
Страна:
Регион:
Город:
Ваш город (), верно?
Да, верно Нет, выбрать город Без выбора города