Портал «Расстановщик»
Для города:
Выберите город

Какую семью расставлять первой?

После беседы терапевт или ведущий должен принять решение, какую семью клиента, родительскую или нынешнюю, он будет расставлять. Иногда расстановка начинается с одной семьи, а позже в семейную систему добавляются члены другой семьи — такое возможно. Все зависит от проблемы или проблем клиента и от того, с какой из них нужно разобраться в первую очередь.
 
Чаще всего первой мы исследуем ситуацию, самую близкую к настоящему моменту, и только если ее нельзя разрешить, обращаемся к прошлому. Таким образом, общее правило таково: сначала мы рассматриваем нынешнюю семью клиента, особенно если в ней есть дети, и только потом обращаемся к родительской семье, даже если проблемы клиента уходят корнями в прошлое.
 
Подобный акцент на настоящем отражает важность ответственности за все, что происходит в жизни клиента, например, за решение иметь детей. Какое бы бремя он на себе ни нес, он целиком и полностью отвечает за свои решения, за свой выбор, и здесь не может быть никаких оправданий. Семейная динамика требует, чтобы мы жили в соответствии с тем, что мы выбрали, независимо от того было ли наше решение осознанным, или мы вовсе и не думали о последствиях. Другими словами, даже если мы чувствуем себя детьми, в тот момент, когда рождаются наши собственные дети, мы становимся взрослыми, мы становимся родителями. Как я уже сказал, для семейной системы важно само действие, а не наше к нему отношение. Очень часто люди не понимают важность этого аспекта семейно-системной терапии и стараются обращать больше внимания на собственные чувства вместо того, чтобы просто признать то, что происходит или произошло.
 
Поэтому обычно мы начинаем с расстановки нынешней семьи клиента Однако необходимо подчеркнуть, что здесь я привожу лишь общие правила, которые могут не подойти к какому-нибудь конкретному случаю, например, если какое-то важное событие, произошедшее в родительской семье клиента, требует непосредственного внимания. Клиенты уникальны, и терапевту каждый раз приходится решать, с какой семьи начинать расстановку.
 
Кто должен участвовать в расстановке?
 
Приняв решение, какую семью клиента расставить, терапевт должен решить еще вот что: какие именно родственники важны для этой семьи, кого нужно выбрать, чтобы помочь клиенту разрешить проблему. Есть то, что может показаться очевидным, но о чем нужно помнить в течение всей сессии: мы работаем с конкретным клиентом, помогая ему лучше понять и исцелить свою жизнь, а не жизнь какого-то другого члена его семьи.
 
Основным прнципом в нашей работе является то, что мы работаем с минимумом членов семьи клиента. Пусть лучше их будет слишком мало, чем слишком много. Например, у клиента может быть много братьев и сестер. Конечно, все они принадлежат к его системе, но некоторые из них не имеют отношения к его ситуации. Слишком большое количество родственников может снизить влияние расстановки и создать ненужное замешательство. Всегда можно кого-то добавить в расстановку позднее, если это будет необходимо.
 
Часто я ввожу в расстановку исключенных членов семьи позже, хотя с самого начала понятно, что они значимы для системы. Таким образом, все видят и чувствуют влияние ключевой фигуры, когда она появляется на сцене. Если же нет никакого отклика, то это тоже важный знак, с помощью которого я понимаю, что моя начальная гипотеза была ошибочной.
 
После того, как ведущий решил, кого поставить в расстановку, он просит клиента выбрать заместителей, тех, кто будет представлять его родственников. Кого-то — на роль папы, кого-то — на роль мамы, сестры и так далее. Иногда я сам назначаю заместителей.
 
Заместитель не обязательно должен быть похож на прототип. На самом деле, если клиент не видит сходства с реальными членами семьи, то это даже лучше, потому что тогда он может соприкоснуться с чем-то гораздо более существенным, с тем, что не относится ни к чертам характера его родственников, ни к их внешности.
 
Если для расстановки нужно много заместителей, тогда прежде, чем их расставить, я обычно прошу их встать рядами в соответствии с их естественным порядком: старшие члены семейства встают в первый ряд, младшие — за ними. Затем каждый из них говорит, чьим заместителей он является. Это нужно, чтобы не запутаться. Клиент по очереди кладет руки на плечи заместителей и отводит их на только что выбранные для них места в расстановке. Клиент ставит заместителей, не давая им никаких инструкций и ничего им не говоря. Заместителям не нужно принимать какую-либо особую позу или совершать какие-то движения. Расставив заместителей, клиент отходит в сторону и занимает позицию наблюдателя. Затем он вместе с терапевтом смотрит на создавшуюся картину семьи, и вместе они пытаются понять, какое впечатление производит на них эта картина и какое влияние она оказывает на всех присутствующих.
 
Бывают и исключения из классической формы расстановки. Подробнее мы поговорим о них в главе 21. В каких-то случаях клиент может не выбирать своего заместителя, а остальных заместителей просят двигаться в соответствии со своими внутренними импульсами, сохраняя при этом тишину.
 
Обратная связь
 
В классическом методе расстановки после изучения своего впечатления от сложившейся картины и нескольких предположений о том, что это может значить, терапевт обращается к заместителям и спрашивает, как каждый из них чувствует себя на том месте, на котором он стоит. Есть ли у них какие-нибудь необычные ощущения в теле, каково их внутреннее состояние, настроение, что они чувствуют по отношению к другим членам семьи.
 
Обратная связь очень полезна, потому что заместители входят в энергетическое поле семьи и испытывают все, что на самом деле переживают живущие в ней люди.
 
Обратная связь не относится к тому, что мы обычно называем характером человека. Не загружайте себя лишней информацией о личностных качествах родственников клиента Нам не нужно знать о том, какие они, нас интересует нечто гораздо более глубокое — их мотивы.
 
У опытного ведущего обычно есть некоторые идеи о том, как себя чувствуют участники расстановки, и этого может быть достаточно, чтобы действовать дальше. Но иногда ему необходимо получить немного больше информации, и тогда он спрашивает заместителей об их переживаниях. Конечно, в ответе участника всегда будут присутствовать оттенки его личного восприятия, но это не важно. Важно, что он ощущает, находясь на определенном месте в расстановке. Опыт показывает, что разные заместители на одном и том же месте в одной и той же расстановке говорят об очень схожих переживаниях: они соприкасаются со «знающим полем». [The knowing field (англ.).]
 
В определенном смысле все: и ведущий, и участники — исследуют проблему вместе, вместе ищут решение задачи. Заместители идентифицируются с родственниками клиента, а ведущий, являясь посторонним наблюдателем рассматривает всю картину целиком Он не должен отождествляться ни с кем-то из участников, ни с клиентом Ему необходимо сохранять нейтральную позицию и в то же время всем сердцем стремиться помочь клиенту отыскать наилучшее решение. В следующей главе мы обсудим это подробнее.


Вам понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новостей Портала «Расстановщик» и получайте раз в месяц анонсы всех новых материалов на свой e-mail.

Нравится

Практический опыт

Автор: Свагито Либермайстер
Каталог расстановщиков Выберите город
Сейчас в каталоге: 931 расстановщиков, предлагающие 4712 тренингов и семинаров
Подписка на новости и статьи
Товар недели
Розмари Вельтер-ЭндерлинВведение в системную терапию пары 600

Сбор новостей

RSS-материал
Выберите страну и город:
 Подождите...
Страна:
Регион:
Город:
Ваш город (), верно?
Да, верно Нет, выбрать город Без выбора города