
Краткая история системно-феноменологического метода в России
Системные расстановки пришли в Россию в конце 90-х годов 20 века. Тогда состоялся семинар известных немецких расстановщиков Михаэлы Каден и Харальда Хонена, который организовала Альбина Локтионова. Немногим ранее Борис Новодержкин также привозил в Россию двух специалистов по расстановкам. Это были разовые семинары, своеобразная «проверка поля», проверка того, «пойдет» ли этот метод в нашей стране.
Отправной точкой развития системных расстановок в России я считаю 2001 год. В этом году состоялся первый приезд в нашу страну легендарного Берта Хеллингера. Хеллингер привез с собой не только новый способ психотерапевтического мышления, но и метод, при помощи которого можно было эффективно работать. Этот метод называют по-разному: системно-феноменологический подход, системная терапия по Хеллингеру, системные и семейные расстановки. Последние два названия прижились и все чаще и чаще возникают на устах жителей России: психологов, терапевтов, врачей, социальных работников, коучей, диагностов кармы, целителей и прочих и прочих. Метод Хеллингера стал «модным». За свое существование в России метод расстановок буквально взорвал рынок психологических, консалтинговых и эзотерических услуг, предлагая быстрое и эффективное решение существующих проблем клиентов. Сейчас по прошествии восьми лет с того первого памятного приезда Хеллингера с Москву есть возможность осмотреть и критично оценить тот путь развития, который проделал системно-феноменологический метод в России.
Итак, 2001 год, Москва, Россия. Первый приезд Хеллингера, организатор семинара – Альбина Локтионова. 76-илетний Берт на большой сцене, как он и привык в последнее время работать. Вокруг множество терапевтов, психологов, интересующихся и ожидающих прорыва. И прорыв случается – Хеллингер показывает нечто настолько новое, элегантное и простое с виду, что многие в зале просто «заболевают методом». Особая харизма Берта, простота решений, работа на виду у большой аудитории просто завораживает и …кажется непонятной и недоступной. Так бывает только с работой Мастера – она вся на виду, ее можно обсудить, но повторить нельзя…
В следующем году (2002) в Институте консультирования и системных решений (руководитель – Михаил Бурняшев) открывается первая программа подготовки консультантов в области системно-феноменологического метода. Эта программа организована с привлечением ведущих немецких специалистов Вислохского института системных решений – учеников и коллег Хеллингера – Гунтхарда Вебера, Хантера Бомона, Марианны Франке-Грикш и прочих. Программа рассчитана на два года теоретической и практической подготовки, и по ее окончании участники должны уметь проводить системные расстановки. Следует заметить, что количество обучающихся на таких программах Института консультирования и системных решений, которые стали регулярными, весьма высоко. В 2002-2003 годах в России уже появляются «свои» первые расстановщики. Огромная заслуга в этом принадлежит Михаилу Бурняшеву – его энергия, дипломатические качества и организаторский талант позволили создать условия для распространения расстановок в российском пространстве и признания этого метода Профессиональной психотерапевтической лигой.
Следующий приезд Хеллингера в Москву состоялся в 2003 году. В этот раз количество участников семинара было еще больше чем два года назад. Тогда же состоялись супервизорские работы Хеллингера с первыми российскими расстановщиками. В последующие годы Берт приезжал в Москву еще несколько раз. Последний его семинар состоялся в столице в мае 2009 года, работал Хеллингер вместе со своей второй женой Мари-Софи.
В это же время продолжаются учебные программы по семейным расстановкам в Институте системных решений и консультирования, там же открывается обучающая программа по организационным расстановкам, куратором которой становиться Гунтхард Вебер. В области обучения системным расстановкам появляется еще одна программа - программа Института интегративной семейной терапии (руководитель Марина Бебчук). Они организуют обучение с привлечением немецких специалистов – Маргрет Барт, Франца Рупперта, Ирины Прекоп из Института системных решений (Кёльн).
В 2004 году открывается еще одна учебная программа с немецкими ведущими - Роланд Шиллинг, Гериберт Дёринг-Майер, Франц Рупперт, Улла Фогелей. На этот раз в Санкт-Петербурге Институт семейной терапии и организационного консультирования (руководитель Светлана Воробей) совместно с Институтом системного консультирования (руководитель Гериберт Дёринг-Майер) проводят двухгодичную обучающую группу по системным расстановкам. В рамках этой программы российские расстановщики (Александр Рязанцев, Светлана Воробей) стажируются как тренеры для обучения методу системных расстановок.
Благодаря выездным программам ИСТОКа, ИКСР, ИИСТ метод расстановок распространяется в регионах России и странах СНГ. Интерес к методу настолько велик, что несколько государственный и негосударственных университетов открывают курсы повышения квалификации.
К сожалению, уровень подготовки большинства российских расстановщиков невысок, многие довольствуются посещением одного – двух практических семинаров и прочтением книг Хеллингера, после чего начинают практиковать расстановки. Данное обстоятельство приводит к тому, что в 2005 году Михаил Бурняшев получает патент на использование слова «Расстановка» в области консалтинговых услуг и пытается создать монополию своего института (ИКСР) на право обучения и психотерапии в области расстановок. В какой-то мере это лишь приводит к поляризации рынка и конфликтам внутри российского расстановочного сообщества.
На данный момент в России специалисты практикуют различные типы расстановок. Первый тип – «классические» семейные расстановки, называемые также порядковыми. Такая расстановка делается по запросу, клиент выбирает заместителей и расставляет их. После этого расстановщик получает от заместителей обратную связь о том, как они себя чувствуют, и расставляет их снова, находя правильный порядок для каждого заместителя. В конце расстановки клиент встает на свое место, чтобы запомнить и прочувствовать новый образ своей системы.
Второй тип расстановок – так называемые «движения души». В данном случае заместителям предоставляется большая свобода в движении, к системным порядкам относятся менее строго и предлагают клиенту и заместителям самостоятельно найти «хороший порядок» в системе. Пожалуй, это самый распространённый тип расстановок на сегодняшнее время.
Третий тип расстановочной работы – «движения духа». Заместителя имеют еще большую свободу и могут двигать одновременно, зачастую довольно долго, показывая различные скрытые динамики, до тех пор пока не приду к решению. Расстановщик «держит поле» и «позволяет вещам случаться». Такая работа требует от терапевта высокой квалификации и личностной зрелости.
Четвертый тип расстановок – spiritmind и многоуровневый подход. В данном случае клиент только обозначает свой запрос и вводит в расстановочное пространство 15 и более заместителей. Часто такая расстановка прерывается до того, как заместители займут финальное положение, что способствует незавершенности ситуации. Энергия этой незавершенности побуждает клиента самостоятельно искать решение и после расстановки. Этот тип работы весьма оригинален и пока нельзя сказать, практикует ли его кто-нибудь кроме самого Хеллингера.
Системные расстановки, как в мире, так и в России вышли за пределы семейных систем и нашли свое применение в различных областях консультирования и терапии. Существуют семейные, организационные, политические, структурные расстановки, расстановки частей тела и органов, сценарные расстановки, расстановки сказок и сценариев, расстановки чувств и пр.
Расстановки в России сейчас не практикует только ленивый. Количество расстановщиков, обученных и необученных, очень велико. Практика расстановки нашла свое место не только в традиционной психотерапии, консультировании, консалтинге, но и в различных духовных и мистических учениях (Ошо, шаманизм и пр.) Следует отметить, что, вырастая из строгих рамок психотерапии, расстановка неизбежно теряет свое качество. Во всяком случае, такой процесс наблюдается в России. Множество диагностов кармы, шаманов, целителей и пр., не понимая, метода и его теории, используют лишь внешнюю, кажущуюся простой сторону и переводят метод из феноменологии в магию. А в магии, как известно, нет ответственности и критичности – ни клиента, ни колдуна. Благодатной почвой для таких спекуляций с этим уникальным методом является склонность к магичности мышления, несформированная ответственность за свою судьбу, тяга к установлению отношений переноса со статусными фигурами и вера в быстрое и легкое решение. Распространяясь по стране, метод расстановок теряет очень важное качество – собственные границы. Если нет границ, то нет контакта с окружающей средой, есть слияние, и дальнейшее развитие невозможно. При отсутствии границы теряется возможность критически осмысливать и ассимилировать полученный опыт. Возможно, такое бурное развитие и поиск собственных границ системных расстановок в России – это нормальный процесс «взросления» и становления метода. Во всяком случае, автор статьи на это надеется.
Вам понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новостей Портала «Расстановщик» и получайте раз в месяц анонсы всех новых материалов на свой e-mail.
Каталог расстановщиков Выберите город
Товар недели
