Мужчина и женщина в христианстве с системной точки зрения
У христианства в отношении образа женщины имеется свой скелет в шкафу. Скелет в шкафу – это нечто такое, что спрятали и хотят, чтобы оно вообще исчезло. В определенном смысле это удалось – скелета не видно, - но и не удалось тоже, так как он по-прежнему источает запах.
Скелет зовут Лилит. В феминистических кругах миф о Лилит известен лучше, чем за его пределами, в этой традиции выдержана и настоящая статья. Я, однако, хочу здесь привести системный взгляд на конфликт, выраженный в мифе о Лилит: это конфликт между мужским и женским. Статья приходит к выводу, что все еще нерешенный конфликт находит свое ограничивающее не только женщин, но и всю систему в целом выражение в патриархате и патриархальном образе женщины в христианстве. В заключение говорится о пользе того, чтобы вновь вывести Лилит на свет, и о связанных с этим трудностях.
Миф о Лилит
В христианском мифе о творении говорится, что Бог создал первого человека Адама, а так как Адам был одинок, то Бог создал из его ребра Еву, чтобы у Адама была спутница.
Миф о Лилит рассказывает другую историю: первой женщиной была не Ева, а Лилит. Лилит была создана не из ребра Адама, а точно так, как он – самим Богом. Как только оба они были созданы, они сразу начали спорить. Спор был о том, кому «быть снизу». Адам считал, что Лилит должна подчиняться, а Лилит отказывалась от подчинения, ссылаясь на свое равнозначное происхождение. В конце концов, она избегла спора, выкрикнув одной ей известное имя Бога и получив таким образом магическую силу, и унеслась в область Красного моря. Адам пожаловался Богу. Тот послал трех ангелов, которые передали Лилит послание, заключавшееся в том, что она должна в качестве наказания вернуться к Адаму и подчиниться ему. Лилит отказалась в очередной раз и была наказана: ее сослали под Красное море. Детей, которых она там ежедневно зачинает с демонами, Бог приказывает убивать, тогда как Лилит с тех пор как потусторонне существо убивает в колыбелях потомство земных матерей.
Адам же, в свою очередь, так как был снова одинок, получил Еву, которая обязана своим существованием ребру Адама, а не непосредственно Богу, вследствие чего она не сопротивлялась подчинению. Как мы знаем, с этой женщиной потом тоже были неприятности: Еву соблазнил непослушанием змей, и она оказалась виноватой в изгнании из рая. К этому первичному библейскому нарушению мы еще вернемся.
Прежде чем системно анализировать миф о Лилит: откуда он пришел? Не из Библии, чья история начинается с Адама и Евы. Лилит и родственные ей фигуры обнаруживаются в доветхозаветных вавилонских и шумерских источниках и в писаниях и преданиях евреев (Frey-Anthes 2008; Zingsem 2005). Миф, как он рассказан здесь, восходит к Алфавиту Бен-Сиры, анонимному источнику, который датируется концом первого века н.э. (Böner-Klein 2007). Он нашел много отражений в искусстве и получил второе дыхание благодаря феминизму, особенно еврейскому (Wallach-Faller/Brodbeck 2000; Christow 1998; Plaskow 1982; Pielow 1998; Zingsem 2005).
Системный взгляд
Общее
Системный взгляд в традиции Грегори Бейтсона, Вирджинии Сатир и Ивана Бозормени-Надя (König/Vollmer 1999; Franke 2004) принимает во внимание обоюдную взаимозависимость между членами социальных систем. Нарушение с системной точки зрения приписывается не только одному обозначенному как нарушитель индивиду, оно только проявляется в этом месте системы, а обусловлено всеми частями системы. Вследствие этого конфликт не может быть окончательно решен путем исключения одного из участников как нарушителя, изгнания его и замалчивания того, что он и конфликт вообще когда-либо были – это и был бы скелет в системном шкафу. Подобного рода мнимое решение конфликта нарушает два системных принципа: во-первых, принцип принадлежности всех частей системе, когда делают вид, будто неугодный элемент системы никогда к ней и не принадлежал (исключение), система становится нецелостной; во-вторых, делают вид, что конфликта никогда и не было (табуизирование), игнорируется часть реальности. Идеальной альтернативой было бы справиться с конфликтом так, чтобы все части системы вновь объединились на ее общее благо. Исключение и табуизирование, напротив, ослабляют систему. Исключенная часть не участвует в сотрудничестве, а значит, система не реализует часть своего потенциала, а часть энергии уходит на игнорирование табуизированной реальности.
Системный прогноз таков, что в такой системе со скелетом в шкафу появятся вторичные нарушения. Исключенная часть проявит себя только в деструктивной форме. Не потому что она деструктивна по своей природе, именно исключение делает ее деструктивной (Лилит смердит только как скелет). А система пытается восстановить свою целостность. Другие части системы, часто более молодое поколение, начинают замещать исключенные, и не решенный на самом деле, а всего лишь запрятанный конфликт снова всплывает в другом месте. На этом вторичном месте этот конфликт, корни которого уже не лежат на поверхности, решить труднее, чем первоначальный, что, вероятнее всего, повлечет за собой дальнейшие нарушения и т.д. В итоге за последствия первоначального конфликта расплачивается не только исключенная часть, а целая система со всеми своими частями и в течение нескольких поколений.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ ВО ВТОРОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА "СИСТЕМНЫЕ РАССТАНОВКИ"
Вам понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новостей Портала «Расстановщик» и получайте раз в месяц анонсы всех новых материалов на свой e-mail.