Портал «Расстановщик»
Для города:
Выберите город

Продолжение книги "Крылья для перемен. Системное организационное развитие"

 Расстановки и системные принципы

Здесь я хочу обозначить разницу между методом расстановок и системными принципами. Со временем этот метод и системные принципы тесно переплелись. Но они не обязательно должны быть переплетены при любых обстоятельствах. Что вы используете и каким образом - зависит прежде всего от запроса или текущей проблемы.

Своим развитием расстановки обязаны немецкому терапевту, философу и бывшему священнику Берту Хеллингеру. Примерно с 1990 года он использовал расстановки для семейных, организационных, и, более глобальных, общественных систем. Также Хеллингер постоянно использовал расстановки для изучения природы социальных систем, исследования связывающих их принципов, и того, как конструктивные и деструктивные паттерны возникают и развиваются. Благодаря его исследовательскому подходу, сегодня у нас есть целый сундук сокровищ, наполненный системными принципами – постоянно расширяющаяся база системных знаний!

Эти системные принципы – главный предмет этой книги. Если однажды вы овладели системными принципами (нашли вашу собственную комбинацию знаний, понимания и чувствования), вам не нужно будет каждый раз прибегать к расстановочному методу для получения системной картины организационного развития. Цель данной книги – вдохновить вас вооружиться вашими системными «очками» и взглянуть на организации с совсем другой стороны.
 
Сила расстановок

Оглядываясь на всё , что я написал здесь, вы могли бы почти поверить в то, что организационные расстановки постепенно уступают место свободному от расстановок системному взгляду на организационные вопросы. Работа без использования расстановок выглядит очень привлекательно: вам не нужен расстановщик, не надо беспокоиться насчёт поиска достаточного числа заместителей и подходящего места для проведения расстановки.

Но... кроме помощи, которую они оказывают каждому заказчику, расстановки являются невероятно богатым ресурсом инсайтов о повседневных явлениях в организациях. Я бы ни за что не открыл концепцию регулирующих принципов (как способа понимания того, что происходит в конкретной организации), если бы не проводил расстановки, в которых имеющиеся знания и способы мышления не помогают. Только благодаря множеству проведенных расстановок, посвященных вопросам брендинга, проявилась системная природа бренда, так же как и инсайт о том, что проблемные отношения между брендом и рынком часто отражают неразрешённый конфликт или паттерн внутри организации. Проведите день расстановок об инвестициях, и системные принципы инвестирования начнут подниматься на поверхность. Мы не создаём эти принципы. Они возникают как явление и показывают себя сами внимательному наблюдателю.

Используя только инструменты системных наблюдений, интервенций и обсуждений, мы бы не открыли бо́льшую часть этих принципов. Поэтому будет справедливо предполагать, что расстановки будут с нами ещё долго.
 
2.7. Организации: поле или структура?
 
Редко бывало, чтобы такая маленькая и простая вещь, как набросок Томаса Латки , сделанный на флипчарте одним воскресным утром, так сильно повлияла на моё ви́дение организаций.
 
Небольшая группа коллег из разных стран снова вместе в Доломитах, на нашем ежегодном сборе системных мыслителей, где мы обмениваемся мнениями, экспериментируем и творим вокруг феномена системной работы в организациях. Новые подходы всегда приветствуются, и в этом году мы впитываем в себя Теорию U и Присутствие, наряду с другими системными методами, такими как «физиотерапия» Жана Поля Рессегье.

И тут в пространстве начинает возникать следущая идея... что вы можете рассматривать организации и как поля и как структуры, точно так же как и свет может быть и волнами и частицами. Оба верны и оба полезны.
 
Организация как поле

Когда вы воспринимаете организацию как поле , элементы организации – отделы, продукция, услуги, работники – составляют плотность поля. В простанстве между элементами так же много информации, как и в самих элементах, квантовая физика уже доказала это. Каждый член любой системы владеет информацией о системе в целом. Расстановки показали это тысячи раз, несмотря на то, что мы ещё не знаем как это происходит. Каждый элемент (заместитель) - это голограмма, хранящая информацию о целой системе. Если представить голограмму как прозрачную плёнку, похожую на старые фотонегативы, и разорвать её на две части, обе части покажут картинку целого. Если разорвать их снова на половинки, все четыре части покажут целое изображение. Если мы продолжим разрывать кусочки, целостная картинка на каждом из них сохранится, но постепенно будет терять свою чёткость.

В организации этот феномен голограммы ещё более выдающийся, чем в семье. В семье вы можете подумать, что есть «что-то в генах», что позволяет каждому члену семьи знать о всей семейной системе. Это отностися даже к прежде «неизвестным» членам семьи, о существовании которых становится известно только в течении расстановки: родственники, которые были проигнорированы, потому что, например, они были участниками постыдной семейной тайны, о которой умалчивалось из поколения в поколение. Все члены семьи обладают способностью воспринимать систему целиком.

В организациях у вас нет биологических генов. Вы не можете выбирать становиться частью семьи или нет – вы просто в ней рождаетесь. Но вы можете добровольно выбрать своё участие в организации; по крайней мере нам хотелось бы в это верить. Как это возможно, что люди, как только они становятся частью организационной системы, почти волшебным образом имеют подсознательно сохраненную информацию о целом? Где находится сознание человека ? В его теле, или в поле вокруг него? Где находится сознание организации? В её элементах или в пространстве между ними? Откуда в группу, которая присутствует в здесь и сейчас, приходят хорошие идеи? Обычно это индивидуум озвучивает идею, но такое ощущение , что она исходит не из него, а через него. Отто Шармер и его коллеги называют это «слушать из поля».

Биолог Руперт Шелдрейк провёл много экспериментов в течении второй половины последнего столетия, некоторые из которых очень просты и легко воспроизводимы, приведших его к развитию концепции морфических полей. Морфические поля характеризуются тем, что паттерны в этих полях имеют тенденцию повторяться. Поразительным примером его подобных исследований служит обнаружение аварийных «чёрных пятен» в Англии. Чёрные пятна – такие места, где без явных причин случается больше дорожных аварий, чем в среднем по стране. Шелдрейк обнаружил, что эти чёрные пятна были местами, служившими в прошлом полями сражений.

Историк Анн Анселин Шутценбергер исследовала повторяющиеся травматические события, например, в царских семьях. Она нашла, что даты повторяющихся событий совпадают, в то время как люди, вовлеченные в эти события, никак не могли знать о предыдущих трагедиях. Эннгвин Сен-Жюст открыла нечто похожее в своём исследовании о повторении дорожных аварий и других травматических событий.

Берт Хеллингер, отец системного подхода, тоже прошёл через подобный этап. Когда он начал свою практику Systemische Familientherapie, он рассматривал семью как структуру, а её членов, как элементы, формирующие эту структуру, и его первоначальные расстановки были, в основном, статичные. Постепенно ему стало очевидно, через его феноменологичное ви́дение мира, что мы все – поля сознания. Семьи и их члены, организации, социальные системы - поля, встроенные в ещё бо́льшие поля. Сегодня расстановки Хеллингера очень сжатые: он не выставляет членов системы по отношению друг к другу (как в классической расстановке), а выбирает только одного или двух заместителей по отношению к полю.

Есть большое преимущество в том, чтобы рассматривать организации и другие живущие системы как поля: поле обладает направленностью, а все движения внутри поля имеют свои собственные направления. Как высказался мой друг химик : «А, ты имеешь ввиду что-то вроде векторной диаграммы». Векторная диаграмма есть визуальная репрезентация мастштаба и направления сил действия (в системе), обозначенная стрелками. Линии сил в такой диаграмме необязательно связаны с действующими элементами, они могут быть направлены и через прстранство между элементами.

Шелдрейк уже открыл, что «его» морфические поля имеют склонность повторять паттерны. Изменению требуется импульс, идущий снаружи системы. Берт Хеллингер выделил три разные вида сознания, совести; мы могли бы назвать их созидательными силами в организациях. Первая совесть показывает, ведет ли вас ваше поведение глубже внутрь группы или наоборот, дальше из группы вовне. Вторая совесть повторяет паттерны подсознательно для сохранения и выживания системы в целом. Третья – созидающая совесть, она имеет направленность и, как сила эволюции, способна ломать устоявшиеся паттерны.

Отто Шармер говорит, в контексте изучения организаций, об опасности учиться на уроках прошлого: есть значительный шанс того, что старые паттерны просто найдут нас снова.Учиться у будущего – вот путь, возможно позволяющий нам быть найденными новыми, раньше неизвестными паттернами.

Что это означает для работы с организациями сегодня?

Если не вдаваться в длительные объяснения, то изучение организаций в контексте поля – сам по себе захватывающий подход, преимущество, предлагающее новые решения и новые виды интервенций. Конечно же эффекты этого нового подхода к организациям требует существенных тестов и проверок.

Приведём пример из «поля» расстановщиков, иллюстрирующий как терпит неудачу процесс организации через структуру.

В огромном мире системного метода, во всех полях семей, организаций, образования, болезни и здоровья, социума наблюдается интересный, сбивающий с толку феномен. Тысячи специалистов и профессионалов во всём мире открывают для себя этот системный эффект, применяют его, исследуют его и совершенствуют. Существует сильнейшая потребность во встречах: в обмене инсайтами, в тренингах, в совместном переосмыслении – как и в любой развивающейся науке. Я счастлив быть приглашённым практиковать это знание в более чем 20 разных странах на нескольких континентах. Как только , вне зависимости от страны, сформирована профессиональная ассоциация, фонд или другая структура для системных работ, энергия начинает утекать. После радостного, полного энергии и энтузиазма в начале, организации влачат полуживое существование. Развитие работ в этом направлении продолжается вопреки этим организациям, а не благодаря им. Я знаю только одну страну, где такая организация более жизненна, и то лишь благодаря личному вкладу всеми глубоко-уважаемой личности, вложившей в дело свою личную энергию.

Но если вы рассматриваете системную работу, как поле, а её специалистов, и со своими собственными организациями и без - как концентрацию энергии поля, тогда неожиданно вы можете увидеть, что настоящее развитие становится возможным. Кто-то в этом поле увлекся идеей организовать конгресс для профессионального обмена, и специалисты хлынули, привлеченные энергией этой идеи. Они встречаются друг с другом такие, какие они есть, с тем, кто они в своём поле и где они находятся в своём процессе развития. Поля поменьше встречаются, формируются бо́льшие поля, и затем уже масштабные поля несут этот поток дальше. Возникает сотворчество. После двух дней каждый идёт своей дорогой, окутанный и увлечённый этим обильным полем, и тестирует, совершенствует, пробует... В итоге целое поле вспахано и удобрено. Какое-то время спустя появится кто-то ещё с идеей, которая снова притянет всеобщее внимание, и в итоге трансформируется в следущее событие сотворчества.

Так в мире расстановщиков успешная форма организации и развития деятельности не означает застревание в структуре правил, стандартов, диаграмм, или в сети (системе) связей. Может быть слова «социальное движение» лучше опишут, как организуются расстановщики.

Большинство людей во времена кризиса задаются вопросом о том, что некоторые широко известные организационные структуры подошли к концу своего существования. Было бы интереснее думать об организациях с точки зрения поля, и вы будете удивлены, обнаружив, какие формы при этом появятся.

Что на самом деле меняется при организационных изменениях? Это поле, структура, или то «внутреннее пространство, из которого мы действуем»? (Шармер).

Когда вы смотрите на организации как на поля, возникает множество других вопросов.

Какое внутреннее движение происходит в этой системе? Насколько сильно поле повторяющихся паттернов? Способна ли организация достигнуть своего предназначения? Откуда из поля исходит первоначальный импульс для изменения паттерна?
 

Продоление в следующем выпуске рассылки портала...

Читать предыдущую главу



Вам понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новостей Портала «Расстановщик» и получайте раз в месяц анонсы всех новых материалов на свой e-mail.

Нравится

Практический опыт

Автор: Ян Якоб Стам
Каталог расстановщиков Выберите город
Сейчас в каталоге: 931 расстановщиков, предлагающие 4712 тренингов и семинаров
Подписка на новости и статьи
Товар недели

Сбор новостей

RSS-материал
Выберите страну и город:
 Подождите...
Страна:
Регион:
Город:
Ваш город (), верно?
Да, верно Нет, выбрать город Без выбора города