Продолжение книги "Крылья для перемен. Системное организационное развитие"
1.5. Организационная система стремится к своему предназначению
Вопрос желания систем достичь своего предназначения возникает чаще в организацях, в независимости от их размера, чем в семейных системах. Предназначение – это нечто большее чем цель или задача. В конечном счете, вы могли бы назвать это судьбой организации. Когда мы говорим, что организация стремиться к своему предназначению, мы имеем в виду её желание продвигаться и влиять на социум. Под знаком предназначения мы можем иметь несколько целей для себя и(или) для нашей организации.
Люди умирают, когда подходят к концу своей жизни, и не имеет значения, какую форму обретает этот конец. Организация, тем не менее, заканчивается, когда достигает своего предназначения. Организация изменяется внутри, привносит что-то в общество, и в определенный момент работа сделана. Естественно, сколько времени занимает этот процесс зависит от типа организации и характера общества в данный момент.
Тот факт, что организации хотят вызвать те или иные изменения в обществе означает, что они обладают определенным вектором движения, и то что они создают что-то новое означает, что они обладают силой созидания. Организации постоянно что-то создают. Возможно не только потому, что это наилучшая рыночная стратегия, но и потому, что и сам феномен организации возник для развития общества. Организации, можно так сказать, находятся на службе у большей созидательной силы эволюции.
Это означает, что мы можем рассматривать организацию как группировку созидательных сил, стремящихся к своему предназначению. Представьте, как бы вы себя чувствовали, если бы работа, которую вы выполняете, тот творческий заряд, проводником которого вы являетесь, не производили никакого эффекта нигде в мире, ничего бы не изменяли, ни к какому результату бы не приводили. Ваша работа очень быстро стала бы скучным, бесполезным занятием. Сама идея того, что работа может достичь своего предназначения может быть проиллюстрирована словами «привносить смысл», и это уже совершенно другой уровень в отличие от простого достижения целей.
Процесс достижения своего предназначения личностью или организацией отличается от обмена давать-брать. Механизм давать-брать очень важен для системы, так как обеспечивает взаимодействие и оборот энергий, и это процесс другого порядка, чем осуществление организацией своего назначения. На самом деле, предназначение и созидательную силу в организации можно сравнить с односторонним движением (в противовес двухстороннему балансу давать-брать). В этом смысле, предназначение служит переменам в обществе без непосредственного достижения быстрых результатов или получения чего-то взамен.
Я хорошо сейчас помню своё неожиданное открытие, случившееся после нескольких лет преподавания, о том, что я никогда не узнаю как сложиться жизнь у большинства моих учеников. Я никогда не узнаю, достигла ли моя работа учителя своего предназначения. И сразу же после своего открытия я почувстовал облегчение: мне было нормально не знать. Это было то самое чувство внутреннего принятия, которое дает возможность работе отдельных людей и целых организаций достигать своего предназначения. Готовность не примерять эффекты от одного элемента на одно большое целое. Быть в контакте с предназначением своего труда, но не присваивать результаты себе. Это то, что делает скромные компании великими: они просто делают то, что должны. Не из-за эго, а потому что общество приняло вас на службу себе. Когда индивидум или компания в контакте со своим предназначением, они светятся и излучают особую энергию.
Если вы воспримите эту идею всерьёз, вы увидите организации как общественные движения. Как это изменит ваше восприятие организаций?
И ещё, думая о предназначении и его силе развития, как бы мы тогда выглядели как социум в целом? Общество, вовлеченное в это движение большими чем само общество силами? Силами, способными и созидать и разрушать?
Тут я хотел бы описать спонтанную расстановку, которая произошла в Массачусетском институте технологий в Бостоне в октябре 2011 года.
Одинадцать человек собрались вместе на 2 дня исследовать взаимодействие двух разных системных подходов: Теорию U и системно-феноменологическую расстановочную работу. Нашей единственной предварительной договоренностью было два дня экспериментов. Все одинадцать участников были новаторами в том или ином подходе; людьми, давно вовлеченными в данную тему. Каждый из нас хорошо понимал необходимость по-настоящему присутствовать в процессе: быть в «здесь и сейчас» и быть открытым всему тому, что предстанет перед нами.
Идет второй день встречи, и Отто Шармер высказывает пожелание исследовать может ли расстановка показать форму, которую возможно примет новый этап в обществе. Затем он начинает говорить о своей идее общества в ближайшем будущем, которое идёт на замену настоящему. Он называет это Общество 4.0. В его модели Общество 1.0 - централизованное общество; 2.0 также централизованное, но с примесью разделения или сегментации, и 3.0 – сетевое общество. Мы как раз более или менее находимся в нём сейчас. Но нам не удаётся отчетливо себе представить, как будет выглядеть Общество 4.0, общество нашего будущего. Здесь Отто выделяет три главные разделяющие силы, активно проявляющиеся на данный момент в социуме: он называет их экологический барьер, барьер благосостояния и духовный барьер.
Спонтанно , участники нашей группы одинадцати начинают представлять элементы. Одна участница заявляет, что выступит в роли людей, живущих за чертою бедности (мы назовём их неимущими). Другая вызывается быть матерью неимущих. Кто-то становиться нашей планетой Земля, кто-то – всеми, совершившими самоубийство (в настоящее время на нашей планете вдвое больше самойбийц чем убийц, включая войны). Скоро, другие элементы занимают свои места: религия; образование; правительства; транснациональные корпорации и банки. Поднимается Китай, как очевидный и всё более важный фактор. И затем появляется «последний» элемент: приближающееся будущее. Расстановка начинает двигаться и разворачиваться. Самоубийцы отползают в угол. Неимущие находят себе другой угол. Религия стоит длительное время, словно парализованная. Правительство залезает на стул, а транснационалы им в ответ еще выше - на стол, и при этом банки заинтересованы только в действиях последних двух. В процессе расстановки, обраование пытается войти в контакт со многими элементами, но никто на самом деле не слушает его, и оно не может найти себе устойчивое место. Китай отчетливо присутствует, но почти не двигается.
Так как я представлял транснациональные компании, мне легче описать все просходящее с «моей» точки зрения. В начале, я смотрел сверху вниз на правительство, и также, сверзу вниз, на банки, при этом не отдавая себе отчёт как я воспринимаю банки. Затем я заметил два отчётливых ощущения на протяжении всей расстановки. Первым была моя откровенная убежденность в том, что я приношу пользу обществу. Вторым – привлечение моего внимание в расстановке туда, где присутствовало оживление, где были жизненные силы. Туда, где у меня были шансы. Моей самой главной ценностью была автономия, так как она давала мне возможность свободно передвигаться везде, куда я хотел. И моим страхом было стать ненужным, лишним, исключенным из общего процесса.
И тут в расстановке возникло новое движение: ближайшее будущее, которое все это время стояло в стороне, начало делать нечто странное. Какое-то время было непонятно что именно, но потом стало ясно что это имеет какое-то отношение к воде. Затем оно стало распределять маленькие стаканчики с водой. И этот простой акт вызвал очень важный отклик у остальных элементов; это было почти незаметно, но ни у кого не возникло сомнений в том, что происходит. Позже, когда рассстановка сама завершилась, правительства, банки, транснационалы и большинство других елементов объясняли:
Мы вдруг поняли, что наша роль в обществе измениться. Мы чувствовали что хотим этого и согласны с этим, даже если это воспринималось больше как «нас кто-то ведет за руку», чем сознательный выбор. Нам стало ясно - это о приобретении смысла для общества. Но каким образом? В этот момент нам казалось, что ответ должен сам как-то себя проявить . И неожиданно стало возможным для всех элементов увидеть друг друга по-новому, без оценок и предрассудков, и создать совершенно новые взаимоотношения и общество».
На этом мы остановились. После этого каждый элемент поделился своими впечатлениями от путешествия во время расстановки. Это заняло три четверти часа. Сорок пять минут полного внимания и присутствия каждого. Их истории слишком наполненные и впечатляющие для меня, чтобы запечатлеть в своей памяти все подробности, или привести их здесь. Но в тот момент все присутствующие разделяли потрясающее чувство от увиденного и пережитого, отблеск того нового и совершенно непохожего на настоящее общество.
Так что кто знает, что обладает способностью и желанием достичь своего предназначения.
Жизнь стремиться дать жизнь и это верно и для организаций: организации стремяться дать жизнь. Ян Якоб Стам.
Вам понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новостей Портала «Расстановщик» и получайте раз в месяц анонсы всех новых материалов на свой e-mail.
Каталог расстановщиков Выберите город
Товар недели
Берт ХеллингерПорядки помощи 500