Продолжение книги "Крылья для перемен. Системное организационное развитие"
2.4. Три вида совести и четыре типа движения в жизни и организациях
Берт Хеллингер обладает особым системным, феноменологичным взглядом на семьи, организации и другие социальные структуры. Его способность наблюдать непредвзято и безоценочно бесценна для него (и для нас) и для развития его достижений.
В результате многих лет практики Берт выявил три очень важных механизма, отвечающих за те способы, которыми люди связаны со своими системами, и за паттерны, возникающие в этих системах.
Хеллингер называет эти механизмы совестью, термином, который мог бы быть выбран более тщательно, потому что само по себе слово «совесть» уже вызывает так много существующих ассоциаций. Было издано множество книг, посвященных исключительно совести и ее видам.
Поэтому здесь мы только кратко рассмотрим этот вопрос.
1. Личная совесть
Что бы вы не делали, личная совесть даст вам знать незамедлительно, когда ваши действия усиливают или ослабляют вашу принадлежность к группе, семье, организации или системе. Возьмите для примера организацию, в которой вы работаете в данный момент. Какое поведение дает вам ощущение, что вы ещё больше принадлежите ей, а какое подвергает вас риску быть отвергнутым? Представьте ассоциацию или клуб, членом которых вы являетесь, и задайте себе такой же вопрос: «Что мне надо сделать, чтобы на меня косо посмотрели?» Представьте вашу страну или регион и снова задайте это вопрос. Часто такие правила прописаны в нормах поведения, трудовых договорах и кодексах. Или просто вспомните о том, что ваша организация считает основанием для немедленного увольнения. Такие правила четко дают вам понять, когда вы пересекаете границы личной совести организации.
Как младшему консультанту на моей первой работе в коллегии водного хозяйства в Нидерландах, мне было настоятельно рекомендовано чётко произносить «g» (произношение характерного голландского «g» сильно отличается в различных регионах). Если бы я этого не делал, они бы сразу отметили, что я не говорю на «их» языке и мне было бы чрезвычайно трудно быть принятым в коллективе.
Однажды, будучи консультантом, я почти лишился проекта во Фрисландии (провинция на севере), когда клиенты обнаружили что я не говорю на местном фрисландском диалекте. Я понимал, что попал в переплёт, но, к счастью, я упомянул, что моя мать носит фамилию Халбертсма (хорошо известное фрисландское имя) из Грау (городок во Фрисландии). «Ого! Так что ж вы сразу не сказали?» - последовала реакция. Приблизительный перевод означал: «С вами все в порядке. Теперь вы свой здесь, вы один из нас».
Личная совесть также является совестью хорошего и плохого, правильного и неправильного. Хорошо, когда вы делаете что-то и при этом испытываете чувство, что люди улыбаются или смотрят приветливо на вас. Плохо, в свою очередь, не умещается в границы, формирующие совесть группы. Чем сильнее самобытность группы, тем прочнее границы и легче исключить отвергаемое.
Однако будьте внимательны... такую совесть не волнует, объективно, если вы совершаете ужасные поступки: терракт в Афганистане сближает исполнителя с его людьми, с его группой; убийство северо-вьетнамских граждан делало солдата добропорядочным американцем; некоторым верующим разрешено защищаться и распространять свою религию огнём и мечом, нанесение ущерба противнику укрепляет вашу позицию директора по продажам. Все эти поступки совершаются с чистой совестью.
2. Коллективная совесть
Вторая совесть охраняет выживание системы в целом. Коллективная совесть, как говорит Хеллингер, на самом деле системная совесть. В отличие от личной совести она работает подсознательно.
Если основателя успешной компании никто не помнит и не уважает, даже если забвение произошло ненамеренно, коллективная совесть обеспечивает наличие в организации группы сотрудников, пусть и пришедших в компанию после того как основатель её давно покинул, которые индентифицируют себя с основателем и его идеями. Эти сотрудники стремятся к такому отождествлению подсознательно и не знают в действительности что с ними происходит. Это может проявляться, например, как неожиданное сопротивление работников изменениям, предложенным текущим руководством.
Также различные формы выгорания и нервного истощения, когда работник подсознательно старается выполнять чужие обязанности на ряду со своими, являются актом коллективного сознания. Если вы, подсознательно, стремитесь взять на себя чужие обязательства, у вас нет чёткого понимания момента, когда работа сделана. Когда вы делаете свою работу, вы знаете наверняка, когда она завершена. Когда вы делаете работу за кого-то другого, этого знания у вас нет. Ваше тело остановит вас с помощью истощения или сердечного приступа.
Эффект стеклянного потолка , из-за которого женщина внутренне отказывается от номинации на руководящую должность, тоже служит примером того, как проявляется коллективная совесть. Этот пример подробнее описан в главе 3.5.
Работник, или даже целый отдел, могут быть неосознанно вовлечены в систему. Другими словами, коллективная совесть выбирает в служение человека или часть организации для предотвращения исключения важного элемента. Иначе эта группа людей заплатит высокую цену за благополучие и успех организации, или естественный порядок в системе будет перевернут с ног на голову.
Мы приведём несколько примеров того, как коллективная совесть работает в организациях, так как научившись однажды распознавать её вы сможете управлять ею. Большая часть дисфункций в организациях берет свои корни из коллективной совести, так же как и повторяющиеся паттерны или примеры нежелательных последствий.
3. Духовный разум
Третья совесть - это божественная сущность вселенной. Этот механизм обладает творческой энергией и направлением и воспринимает все системы и всех людей как равные части. Хеллингер называет этот механизм духовным разумом. Эта совесть превосходит и личную и коллективную совесть. Она также выше суждений о хорошем и плохом, о правильном и неправильном. Эта совесть делает примирение возможным и ведет к внутреннему покою. Когда организация в резонансе со этой совестью, она прочно укоренена в реальности и находится в контакте со своим предназначением в социуме. Эта совесть наделяет организации и личностей возможностью принять мир таким, каков он есть, и наполняет каждый элемент силой и мощью. Организация отдает себя на службу своего предназначения. И иногда для организации это означает, в какой-то степени, ограничение. Маркетинг в резонансе с этой совестью означает, что организация полностью открывает себя для общества и задается вопросом: «Что общество пытается нам сказать?»
Так же, как и «первая», эта совесть тоже моментально различима. Вы сразу чувствуете, когда вы в резонансе с вашим предназначением, или когда организация в резонансе со своим. Вы замечаете, что вы разрешаете духовному разуму вовлечь вас в служение, которое он считает верным для вас (или для организации). Вы также легко чувствуете, когда вы действуете не в резонансе с этой совестью: появляются беспокойство и внутренние сомнения. Мудрость понимания того, что работает и что нет, свидетельствует о резонансе с духовным разумом.
Можно рассматривать эти три совести как поля: поле, вовлекающее вас в движение; поле, ограничивающее вас; поле, окрыляющее организацию и так далее. Если вы познакомитесь с ними поближе, вы также заметите, что они могут взаимодействовать друг с другом и против друг друга.
Давайте рассмотрим что произойдет, если работник в доме престарелых замечен в плохом обращении с пациентами. Он уволен незамедлительно. То, что произошло, подвергается забвению чем быстрее, тем лучше, держится в секрете от прессы и всячески скрывается. Эта очень понятная реакция происходит от первой совести: ни нарушитель, ни поступки, которые он совершал по отношению к пациентам, больше не принадлежат системе (дому престарелых).
Но спустя несколько лет, вновь назначенная на должность психолог чувствует тяжелую атмосферу в одном из отделений и понимает, что не в состоянии правильно выполнять свою работу. Она начинает задавать вопросы, но все только пожимают плечами. Однако ей удается после усердных расспросов узнать о том, что случилось много лет назад. В расстановке становится очевидно, что часть команды подвергалась преследованиям: они подсознательно индентифициорвали себя с жертвой, которую исключили. Другая половина команды раздражена: они подсознательно отождествляют себя с нарушителем и его исключённой энергией. Так вторая (коллективная) совесть пыталась снова дать обоим, и жертве и нарушителю, место в системе, заместив исключённых группами сотрудников.
Четыре движения
Три вида совести, личная, коллективная и духовная - три разных механизма, уровня, определяющих как мы чувствуем себя и что происходит в системе: семейной, организационной или общественной. Вы можете посмотреть на них как на три поля; если однажды вы приобрели личный опыт в каждом из них, вы заметите, что действия, которые вы предпринимаете, и поток, за которым вы следуете, в каждом поле разные. Разные по своей природе, разные по своему направлению, и приводящие к разным последствиям ваших действий и ваших решений.
Движения в полях этих трёх видов совести совершенно разные по своей природе, но они все очевидны. В дополнение ко всему, есть еще четвертый поток, аутопоэз , который немного обособлен от остальных трёх. Аутопоэз, самопостроение, движение в котором система сама мобилизует в себе внутренние резервы для преодоления препятствия или нежелательного состояния.
Пример
Во время нашего с женой совместного шестимесячного творческого отпуска, мы осознанно переживали эти четыре движения и экспериментировали, следуя то одному, то другому, наблюдая при этом, что произойдет.
Первое движение личной совести прежде всего характеризуется следованием своим желаниям. Это движение воли. Оно привлекательно для вашего разума, вашего ума и ваших желаний.Это движение предполагает выработку стратегии, плана и постановки цели. Порой этот план выводит нас за границы личной совести, туда, где мы чувствуем риск и любопытство «насколько мне это повредит?» Например, мы хотим вступить в новый рынок, потому что нам это очень интересно, занятно и дело стоит того, давая нам преимущество перед конкурентами.Но вместе с этим есть также и страх перед неизвестным, когда мы выходим за привычные границы личной совести и вступаем на незнакомую территорию.Эти движения очень хорошо известны в мире предпринимательства и менеджмента.
Лично я знаком с этим движением очень хорошо. У меня отлично получается планировать, и если кто-то спросит меня о том, как я чувствую себя или о том, что собираюсь делать, я почти никогда не затрудняюсь с ответом. Моя жена Биби не так хорошо знакома с этим движением. Если вы спросите у неё, чем она собирается заняться во время своего творческого отпуска, идеи не потекут тотчас же рекой. Не то чтобы она ничего не хотела, просто её контакт с этим потоком слабее. Естественно, это регулярно приводит к отчаянию, непониманию и конфликтам в наших отношениях и в профессинальной сфере. Но в тот момент безмятежность нашего отпуска помогла нам узнать гораздо больше об этом.
Затем идет второе движение коллективной совести. Вы делаете то, что велит система, которой вы служите. При этом существуют подсознательные паттерны и запутанные узелки, через призму которых вы начинаете действовать. Тот, кто подсознательно пытается выполнить чужие задачи, отправится на работу с чувством ответственности и необходимости завершить что-то. Такой мамин сын, как я, будет стремиться спасать Землю (земля означает мать). Моя жена, давно подсознательно живущая за своего умершего брата, не очень хорошо знает чего хочет лично для себя. Однако, она очень хорошо понимает, чего хотят другие и стремится реализовать их желания, даже если это означает отложить свои собственные потребности и желания в сторону.
Так, если вы меня спросите: «Что ты должен сегодня сделать?», у меня возникнет незамедлительная реакция: «Упс, поосторожнее с этом вопросом. Я не хочу слишком глубоко увязнуть в системе». Если вы зададите такой же вопрос моей жене, она уже переделает кучу дел прежде чем задумается о возможных ответах.
И третье движение следует за совестью духовного разума. Это движение в резонансе со своим предназначением, хорошо это или плохо, правильно или нет, вне границ системы, которой вы принадлежие: вашей семье, вашей работе, вашей стране или культуре. Вы отдаете себя на служение чему-то большему. Даже чему-то большему, чем идее. И это не означает экологичное и ответственное управление бизнесом, потому что это хорошо выглядит и доставляет вам приятные ощущения (это первая совесть). И это также не означает возможность реализовать ваше стремление спасти Землю, потому что «она» не может сделать это сама (это вторая совесть). Это означает экологичное и ответственное управление бизнесом, потому что вы попросту должны делать это, потому что есть ощущение, что вы не можете это не делать, словно у вас нет выбора, потому что вы чувствуете, что это единственно правильное действие.
Для меня следование этому третьему потоку во время нашего отпуска означало, например, покинуть нашу горную хижину с парапланом, одеждой и всем необходимым за спиной без всяких планов и идей куда бы мне направиться. Затем я зашагал, давая своему телу свободу решать на развилках, какую тропу выбрать, пока не заметил, что взбирался на горное плато, где собирались участники французского сопротивления во время Второй мировой войны. Я остановился там на весь день, замечая, как позволял своему телу направлять меня к мемориалам и специальным памятным местам. На следующий день я взобрался на горный перевал, распустил мой параплан и полетел,отдаваясь на волю ветра.
Биби тоже могла отлично следовать этому движению, и мы обнаружили, к нашему общему удивлению, что можем хорошо следовать ему и вместе. Мы просыпались утроми и с лёгкостью несли этот вопрос с собой: «Что влечёт нас сейчас?» И затем, следуя за этой золотой нитью, мы неожиданно для себя оказывались на вершине горы в Ирландии. Несколько часов назад мы не могли бы себе даже представить, что мы там будет. При этом там даже не было тропы, ведущей к вершине. Но внезапно мы были там, в гармонии, в резонансе, полные жизни и спокойствия одновременно.
Действие в согласии с движением духовного разума приводит к внутреннему покою и знанию, без знания сознательного.
Четвертое движение, движение аутопоэза, первоначально было формой расстановок, разработанной Зигфридом Эссеном. Аутопоэз означает самосозидание.Основная идея, стоящая за этим движением - осознание того, что любая система задействует те движения и ресурсы, которые помогают достичь реализации и наполнения. Приглашением к этому движению могут быть слова: «Ты свободен, действительно свободен делать всё, что тебе необходимо для того, чтобы найти место в системе лучшее для тебя самого и лучшее для всего целого». Это движение мобилизирует также ваше чувство ответственности найти то самое верное место и место для других в системе. Повтор «свободен, действительно свободен» служит вам напоминанием о том, что вы способны и можете действовать за границами первой и второй совести, например, для мобилизации ресурсов, необходимых вам из внесистемного пространства.
В Голландии банковский кризис. Недавно я в одно мгновенье решил не покидать крупный банк, клиентом которого являюсь, до тех пор, пока я делаю в него вклады. (Это мгновенное решение в согласии с духовным разумом). Затем несколько дней спустя я написал письмо президенту банка о моем решении не покидать банк, а перейти в небольшой и более стабильный филиал. Я поделился своим мнением о том, что мы сообща создали этот кризис и поэтому покидать банк или обвинять его не помогло бы ситуации. Я написал о своем желании встретиться с президентом «моего» банка, чтобы спросить его, лицом к лицу: «Что я могу сделать и что Вы можете сделать, чтобы восстановить доверие к банковскому делу? Ваша проблема есть и моя проблема тоже. Я хочу взглянуть в лицо факту, принять, что я тоже часть проблемы и действовать, опираясь на это». Это пример аутопоэзного движения. К моему приятному удивлению, я получил множество телефонных звонков от банка, приглашающих меня на начатую мною дискуссию.Тон этих звонков тоже был для меня сюрпризом. Они не защищали банк и не исходили из обычного для таких случаев PR уровня, как объяснил мне банковский служащий. (Что означает здесь: «Наша реакция исходит не из коллективной совести или других подобных паттернов»). Я напишу о продолжении этой истории в своей следующей книге, возможно, о системной работе и социальных проблемах.
Как с этим можно работать уже сейчас?
Во-первых, вы можете просто для начала почувствовать, узнаёте ли вы описанные движения. Возьмите для примера дилемму, ситуацию, в которой вы застряли: в вашей жизни, на работе, в вашей организации. Затем почувствуйте, шаг за шагом, куда вас ведет каждое из этих движений. Отметьте для себя как вы начинаете двигаться и куда и задайте себе вопрос: «Чего я хочу?» Это тот самый вопрос, апеллирующий к действиям из первой, личной совести.
Куда меня приводит следование паттернам и сценариям моей жизни? Это вопрос, призывающий к действиям из второй, коллективной совести.
Куда меня влечёт, если я отдамся на волю бо́льшему потоку? Следование этому зову – следование совести духовного разума.
Что я должен сделать, когда я беру ответственность за поиск того самого правильного места для себя, других людей, членов моей семьи, организации и мира, частью которого я являюсь?
Многие из тех, кто делает это упражнение, признаются , что открывают для себя в процессе конфликтующие между собой движения, что и вынуждает их бороться. Только само это наблюдение тотчас же расширяет пространство возможных решений ситуации.
Вы также можете спросить себя, какое из этих движений вам ближе знакомо и какими могут быть другие движения и как бы вы в них себя чувствовали. Или что было бы хорошим балансом всех четырёх движений для вас, в данный момент, в вашей личной жизни (или карьере).
Когда я вернулся из моего творческого отпуска, мне было приятно снова приступить к работе. Но возвращение в упряжку рутины, в решение насущных вопросов, как своих, так и моего института, вскоре выбило меня из колеи. Какое-то время я подумывал об отмене всех своих встреч, семинаров и тренингов, распланированных на пятнадцать месяцев вперед и об уходе из института Берта Хеллингера для того, чтобы следовать исключительно движению духа и наблюдать что будет дальше. Но движение аутопоэза меня остановило: моё чувство ответственности за поиск своего идеального места и места окружающих ясно показало мне, что сперва надо позаботиться об институте и его сотрудниках, убедиться, что они в хороших руках. Я стал искать ресурсы. По счастью их было множество, как ежевики летом, потому что в течении недели двое коучей представили себя институту, один их них обладал качествами руководителя и был готов взять на себя такую роль. Наконец новый баланс этих четырёх движений был установлен - баланс, ведущий к закреплению, углублению и дальнейшему росту новых, ещё незнакомых сфер.
Попробуйте представить:
- Как бы проходило собрание руководства если бы оно было организовано в духе первого движения?
- Как бы оно выглядело в духе второго движения?
- Как бы оно проходило, если бы команда следовала третьему движению?
- Что бы вы услышали, если бы присутствовали на собрании, проходящем на службе у четвёртого движения?
- Взгляните вокруг, узнаёте ли вы организации, которые следуют, в частности, первому движению, или второму, или на службе у третьего движения, или находят четвертое движение самым важным?
Продолжение в следующем выпуске...
Вам понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новостей Портала «Расстановщик» и получайте раз в месяц анонсы всех новых материалов на свой e-mail.
Каталог расстановщиков Выберите город
Товар недели
Михаил Бородянский8 цветных психотипов: кто вы? 700