Портал «Расстановщик»
Для города:
Выберите город

Системные расстановки как выход из кризиса

По словам доктора философских наук, дипломированного экономиста Фридриха Асслендера, «большую часть решений принимает не разум». Этим знанием консультант по вопросам менеджмента и бизнес-тренер из г. Вюрцбург хочет поделиться со всеми нами.

Д-р Фридрих Асслендер – дипломированный экономист, социолог и психолог. С 1983 года – доцент высшей школы, с 1984 – независимый тренер и консультант по вопросам менеджмента. До начала частной практики Ф.Асслендер в течении 12 лет занимал ведущие позиции в отделах управления, продаж и обучения персонала на одном из финансовых концернов Германии.

Метод, который Ф.Асслендер применяет в работе на протяжении последних лет – системные расстановки. Для данного метода ключевой является мысль, что люди, даже подходя, как им кажется, рационально и разумно к решению каких-либо задач, находятся в сложной системе взаимоотношений (с другими людьми, целями, ценностями, внешними переменными, иерархической структурой и т.д.). И это переплетение связей необходимо выразить в виде модели и затем привести в порядок.  

Темы, которые затрагивает Фридрих Асслендер в рамках семинаров, весьма разнообразны: это и предприниматель, который долго и безрезультатно пытается добиться заказов для своей фирмы; и представитель менеджера среднего звена, имеющего проблемы взаимоотношений с руководством более высокого уровня; или же владелица предприятия, которая не может выбрать нужный момент, чтобы передать дело сыну. Здесь и служащий без перспектив карьерного роста; и затаившие друг на друга смертельную обиду коллеги; и банкир, не уверенный, стоит ли предоставлять миллионный кредит предприятию средней руки, а также консультант на предприятии, которой необходимо сконцентрироваться на главном и совместить личные интересы с финансовыми вопросами.

Особенность метода решения проблем Асслендера выражается уже в самом его подходе к проблеме: она должна быть описана в нескольких предложениях. Как только клиент начинает уточнять и комментировать, Асслендер его останавливает. «Подробный анализ проблемы не имеет смысла и может помешать, если мы хотим решить ее посредством системных расстановок», считает Асслендер. Важными могут быть только краткие отсылки к имеющим отношение к проблеме людям или возможным факторам влияния. «Я начинаю работу, располагая минимальным объемом информации. Ведь суть можно уместить в трех предложениях», – отмечает консультант по вопросам менеджмента.

Работа на семинарах   

В основе семинарской работы лежит собственное поведение клиента и взаимодействие с конкретной средой. «Это ведет к интенсивному обучению в процессе и часто – к совершенно новым перспективам или идеям», – говорит Эва Мюллер из агентства Инвита, которое включило семинары Асслендера в свой тщательно составленный список услуг.   Она сама приняла участие во многих расстановках. «Впечатляет то, как быстро проясняются взаимосвязи». Одним из первых шагов становится выбор клиентом так называемых заместителей из остальных участников семинара. Заместители становятся в переносном смысле «коллегами», «клиентами», а также «банком», «рынком», «имиджем фирмы», «ценностями» и т.д. Повинуясь собственным ощущениям, клиент расставляет заместителей в пространстве. Таким образом, отношения представляются в качестве пространственного взаимодействия или же противодействия.  «В языке мы выражаем эти взаимосвязи людей и вещей также в виде пространственного описания с помощью таких выражений как «я постою за тебя», «она моя правая рука», «на него можно положиться», «ты выступаешь против меня». У нас есть особое телесное чутье на то, где должен находиться тот или иной человек», – говорит Асслендер. И в ходе расстановки это становится очевидным. 

Быстро добраться до сути

И вот уже через некоторое время можно разглядеть ядро проблемы. Например, в случае с предпринимателем, которому не везет с заказами, вскоре становится ясно, что, несмотря на свой высокий профессиональный уровень, имиджем фирмы он пренебрег. «Расстановки – это в высшей степени эффективный метод, позволяющий в краткие сроки выявить  важнейшие аспекты ситуации и возможные перспективы ее развития», – объясняет Асслендер. Но прояснить текущее состояние – это лишь первый шаг.  К тому же во многих случаях это состояние способно видоизменяться. Когда воплощенная модель ситуации развивает свою собственную динамику, многие усматривают в этом элементы магии и мистики. «Это – как раз тот момент, когда метод наиболее уязвим», – соглашается Асслендер. Впрочем, этому он противопоставляет «доверие собственной интуиции» и «субъективный опыт успеха». Научное обоснование метода Асслендера уходит корнями в семейную системную терапию, идею которой развил Берт Хеллингер в 80-е годы. Берт Хеллингер, уроженец города Лор-на-Майне, опираясь на концепцию семейной терапии, развил собственный метод – метод семейных расстановок. На его основе, в свою очередь, в 1992 году возникли организационные расстановки, в развитии которых принял участие и Ф.Асслендер. Также существует международный профсоюз (IAG)1, объединяющий системных расстановщиков. В мае 2003 года профсоюз организовал конгресс в Вюрцбурге, который собрал около 2500 посетителей и экспертов со всего мира.

Заместители в ходе проводимой Асслендером расстановки могут менять свое место в пространстве согласно собственным ощущениям, ведущий также может добавлять дополнительных участников или элементы. Асслендер наблюдает за заместителями, за меняющейся картиной расстановки, пробует различные диалоги и меняет позиции заместителей, осведомляясь затем о чувствах и ощущениях, которые эти перемены вызвали. Он провоцирует вопросы и может прервать на полуслове, если участник расстановки пытается руководствоваться логикой. Преимущество своего метода Асслендер видит в том, что такой образ расстановки упрощает процесс, и заместители могут выразить свои ощущения проще и яснее, чем сам клиент.

Удивительные открытия

Тот, кто решится поработать с проблемой «не головой, но по наитию, может сделать удивительные открытия», считает Асслендер. Часто люди, желающие разобраться в чем-то с помощью расстановок, поражены тем, как точно образ расстановки передает их реальную жизненную ситуацию.  «Они начинают воспринимать вещи, которые никогда раньше не приходили им в голову». Одно предприятие по производству химического волокна, например, несло убытки из-за непомерно большого количества пропущенных по болезни рабочих дней. На первом сеансе были расставлены иерархические уровни предприятия, и это затронуло темы оценки и признания каждого отдельного сотрудника. На втором сеансе была расставлена система ценностей предприятия, после чего наметился путь к решению. Уже после четырех недель количество больничных листов сократилось почти вдвое и осталось на этом уровне. «Этот пример демонстрирует важность процесса развития. Расстановка привносит динамику в ситуацию. Иногда одна тема плавно перетекает в другую», – отмечает Асслендер. Его метод системных расстановок отображает, впрочем, только взаимосвязи. «Моменты, запечатленные в расстановке, могут пробудить что-то в клиенте, привести его к какому-либо умозаключению, не являясь при этом  руководством к действию». Расстановка может только сдвинуть процесс с мертвой точки. «Цель важна лишь как идея. Куда ценнее сам процесс», – говорит Асслендер, ссылаясь на цитату психолога Карла Густава Юнга. Силу своего метода Асслендер видит в целостном подходе и «удивительных открытиях». Расстановки используют заложенный в каждом человеке потенциал, который, однако, часто недооценивается: это средства невербальной коммуникации, картины, цвета или ассоциации. Переживать, а не оценивать – вот основа метода расстановок.


1 В настоящее время ISCA



Вам понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новостей Портала «Расстановщик» и получайте раз в месяц анонсы всех новых материалов на свой e-mail.

Нравится
Каталог расстановщиков Выберите город
Сейчас в каталоге: 937 расстановщиков, предлагающие 4738 тренингов и семинаров
Подписка на новости и статьи
Товар недели
Рупперт Ф., Банцхаф Х.Мое тело, моя травма, мое Я 1500

Сбор новостей

RSS-материал
Выберите страну и город:
 Подождите...
Страна:
Регион:
Город:
Ваш город (), верно?
Да, верно Нет, выбрать город Без выбора города