Global site tag (gtag.js) - Google Analytics
Портал «Расстановщик»
Для города:
Выберите город

Сквозь лабиринт

Пpuмepнo десять лет назад на одном моём курсе по расстановкам я наблюдала, как один ученик поставил заместителя на позицию, которая, как он надеялся, приведёт его к решению. Я сразу почувствовала, что заместители стоят слишком тесно и не могут видеть друг друга. С разрешения клиента я развела их на несколько сантиметров, и они встретились взглядами. Расстановка привела к разрешению, и клиент был очень доволен. Но меня продолжал занимать вопрос: как так получилось, что такое незначительное изменение позиции оказало такое сильное воздействие на восприятие заместителей.


Когда мы перестаем осознавать тесную связь с внешним миром

Эти таинственные несколько сантиметров подтолкнули меня к научному исследованию относительно телесной основы расстановок. Я изучила работы Мерло-Понти(1949)и более современные исследования биологии сознания (Ноэ,2009)


Этот процесс напоминал хождение по лабиринту - множество путей проложено сквозь одно и то же пространство, только с каждой точки открывается новая перспектива. В центре лабиринта находится человеческий организм с его безмолвной мудростью и загадками.


Ханна (Hanna; 1988) обозначил тело как сома, то есть «живое, обращённое внутрь самовосприятие». Сома - это живая связь между мозгом, телом и окружающей средой, которая делает нас человеком. Сложность тут заключается в том, что наше воплощённое «Я» часто выпадает из поля зрения, и потому мы перестаём осознавать нашу тесную связь с внешним миром. Мы осознаём, что мы видим, но не осознаём зрение. «Процессы внутри организма протекают неосознанно, чтобы обеспечить нам плавность и автоматичность познания мира» (Джонсон; 2009).


Как убедительно доказали в своих исследованиях Линда Б. Смит (2005), специалист в области психологии возраста, и робототехник Родни Брукс (1991),наше тело имеет свой собственный разум. Мы не задумываемся, когда поднимаем ногу, передвигаясь по ступенькам, и не продумываем, сколько нужно приложить силы, чтобы взять в руку чашку кофе. Наше тело само подстраивается под наши цели, например, подняться по лестнице или выпить кофе. Оно исчезает из нашего сознания, пока мы занимаемся нашими повседневными делами. К сожалению, нередко восприятие тела пропадает и во время расстановок, как это продемонстрировал приведенный пример. Из-за этой склонности к поиску объяснения феноменов в расстановке мы не обращаем внимания на банальные, но полезные возможности в понимании этого метода и обучению ему.


Если мы попытаемся объяснить механизм расстановок, мы углубляемся в квантовую механику, копаемся в теологических концепциях относительно уши, ищем изменения в генах, размышляем о зеркальных нейронах, потому что верим в миф, будто мы - это всего лишь наш мозг (Петерсон, 2009). Но что случилось бы, если б нашлось короткое и простое объяснение феномену расстановок?


В расстановках рассматриваются отношения. Расстановка показывает, как мы относимся к важным людям в нашей жизни. Отношения мы познаём через телесные взаимодействия с самыми близкими людьми ещё задолго до того, как обучаемся речи (Cozolino, 2006; Siegel, 1999, 2010). Когда мы научились говорить, мы строим концепцию самого себя и своих отношений. Эта концепция определяется знаниями о мире, полученными на уровне тела, что отражается в различных лексических конструкциях: мы страдаем, когда не можем приблизиться к другу, нам хочется понимания с отцом или матерью (то есть «видеть что-то одинаково»), или нас тяготит, когда «начальник стоит над душой».


Все большее количество исследований показывают, что наш разум находится не в голове, а является продуктом взаимодействия между мозгом , телом и средой (Clark, 2008; Gallagher, 2005; Noe, 2009). Другими словами, человеческий разум - это «совместное производство». Африканское слово «убунту» очень точно описывает суть этого представления. Как сказал Десмонд Туту, «человек яляется человеком лишь благодаря другому человеку» (1999). Мы формируемся как люди в телесно переживаемых отношениях с другими людьми и благодаря развитию разума тела становимся частью единого человеческого организма на этой планете.


Наши истории прописаны у нас на лицах


Если наш разум имеет такую природу, то неудивительно, что мы можем прочувствовать истории других людей. В ходе изучения взаимосвязи между осанкой, выражением лица и жестами (процесс, который я называю «соматическим отображением», somatic imaging) я узнала, что наши истории буквально прописаны у нас на лицах. Поскольку многие из нас живут сегодня в густонаселенных городах, где мы ежедневно пересекаемся с гораздо большим количеством людей, чем изначально заложено эволюцией в наш психофизический аппарат, мы научились игнорировать большинство встречающиеся нам тел и лиц, чтобы уменьшить эмоциональную и ментальную нагрузку.


Мы перестаем по настоящему воспринимать окружающих и отсекаем себя таким образом от основы жизни(Хеллингер, 1998). Расстановки приглашают нас раскрыться снова. Если мы решимся на это, возобновив сознательное восприятие людей, вокруг нес, то вновь откроем для себя глубокую связь с ними. Наше знание о них имеет теперь совершенно особенный, телесный характер.


Мне запомнилось лицо одного мужчины на семинаре. С первого взгляда я поняла, что этот человек пережил тяжелую личную утрату, и он до сих пор не полностью вышел из состояния шока. Он держался в группе очень вежливо и обходительно, и если бы я не посмотрела на него ясными глазами и с открытым сердцем, я приняла бы его просто за воспитанного и разумного человека среднего возраста. Но потеря, боль и шок отпечатались в чертах его лица. Когда позже я спросила учеников об их впечатлениях, об этом человеке, оказалось, что никто не заметил его глубокой печали.


Хотя этот человек пришел на семинар из-за неудач в своей профессиональной деятельности, истинная причина стала понятна, как только я осторожно стала выяснять, почему у него такое выражение лица. Как оказалось, почти двадцать лет назад его сын-подросток, возвращаясь с приятелями с прогулки, заснул за рулем автомобиля. Произошел несчастный случай, в результате которого погиб он сам и еще двое друзей. Кроме того, родители погибших подростков подали на этого мужчину в суд за то, что он совершенно законно позволил сыну сесть за руль. Из-за того что отец вынужден был защищаться в суде, он не мог тогда по-настоящему оплакать смерть сына. Он смог это сделать в нашей группе, поскольку нашелся кто-то, кто сумел прочитать эту историю на его лице.


После расстановки он совершенно изменился: он выглядел помолодевшим, а плечи распрямились, будто с них упал тяжелый груз. Наконец-то он смог проститься с сыном и с чувством вины, которое не отпускало его все эти годы и мешало быть успешным в работе.
Не удивительно, что мы так много знаем друг о друге. Гораздо удивительней то, что мы ощущаем себя отдельно от других людей. Иногда я размышляю о тайне жизни и спрашиваю себя, каким нас, людей, видит божество, если оно существует. Возможно, мы представляемся ему не как отдельные существа, а как нить, вплетенная в полотно жизни на нашей прекрасной планете.


Представленное здесь понимание сути расстановок не претендует на большую убедительность по сравнению с другими. Но я надеюсь, что оно пробудит интерес к телесной стороне нашей работы, т.к. понимание тела может облегчить понимание расстановок.



Вам понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новостей Портала «Расстановщик» и получайте раз в месяц анонсы всех новых материалов на свой e-mail.

Нравится

Практический опыт

Автор: Джейн Петерсон Источник: "Мир системных расстановок", Киев 2012
Каталог расстановщиков Выберите город
Сейчас в каталоге: 785 расстановщиков, предлагающие 4092 тренингов и семинаров
Подписка на новости и статьи
Товар недели
Гунтхард ВеберДва рода счастья 500

Сбор новостей

RSS-материал
Выберите страну и город:
 Подождите...
Страна:
Регион:
Город:
Ваш город (), верно?
Да, верно Нет, выбрать город Без выбора города