Случай, хаос и нарушение правил как правило
Когда-то давно я в книжной лавке выбирала детектив, чтобы почитать в отпуске, и мне буквально в ноги с полки свалилась книга "Два рода счастья". Так начался мой путь в мир расстановок, а сам Случай стал верным спутником и указателем в моих путешествиях по этому миру.
С годами к нам присоединились двое других союзников - Хаос и Нарушение правил. И если Случай был скорее добрым и веселым спутником, то последние двое были менее уживчивыми и создавали немало проблем. Но если бы не их уроки, то некоторых решений я так и не нашла бы.
На примере нескольких растановок я хотела бы продемонстрировать, какое влияние эти три фактора оазали на мою работу и как они научили меня доверять "полю".
Против правил
Первый случай с нарушением правил произошел много лет назад, когда ближе к концу расстановки одна из участниц неожиданно встала со стула, прошла прямо сквозь расстановку в другой конец зала, чтобы забрать свою бутылку с водой, которая случайно там оказалась во время перерыва. Когда же эта участница прошла сквозь "священное" пространство, вдруг произошло движение. Я взволновонно попросила ее повторить этот проход, только на этот раз очень медленно. Заместители тут же сказали: "Именно ее не хватало, теперь мы все в сборе!". Так мы нашли недостающую фигуру и смогли успешно завершить расстановку.
Чему меня научила эта расстановка:
- случай способствует разрешению;
- правила могут ему препятствовать;
- вместо того чтобы прерват расстановку ("ничего тут уже не получится"), лучше "прервать" правила.
Неожиданные роли
Однажды накануне расстановочного семинара мне позвонили участники - семейная пара - и спросили, можно ли с собой привести их собаку, поскольку в тот вечер ее не с кем было оставить. Я согласилась, группа также не имела возражений, и почти всё время собака мирно спала под стулом хозяина. Когда пришла очередь его расстановки, собака проснулась.
Рассматривая тему отсутствия отношений с отцом, я ввела только одного заместителя отца. Болезненно медленно тот шел вперед, пока не опустился на пол. Одна из участниц подняла руку и сказала, что ее лицо как будто приобретает форму морды животного, и ее тянет на пол, где лежит заместитель. Я попросила и ее приблизиться к нему. На четвереньках она подползла к "отцу" и осторожно легла сверху. На мой вопрос, что может ознаать эта картина, клиент рассказал, что его отец во время войны пешклм спасался бегством из Сибири. Также он сказал, что в детстве у них в доме была оварка, и отец долго тосковал, когда та умерла. В этот момент пес снова свернулся калачиком под стулом и заснул.
Мой урок:
- допускать больше исключений, которые подтверждают правило;
- допускать, что из груга участников могут появиться неувиденные роли.
Новые пути
В достаточно большой группе в Милане одна женщина хотела знать, почему ей страшно реализовать свою мечту - открыть соственный магазин. Всякий раз накануне очередной попытки с ней случаются панические атаки. Неколько раз она повторила фразу: "У меня это никогда не получиться!". Я предложила сделать расстановку этого ее убеждения (прием фон Кибед и Шпаррер).
В такой структуре для каждого слова фразы и даже знака препинания выбирают отдельного заместиителя. Уже давно я, по предварительному согласию клиента, предоставляю участникам возможность самим назначить себя заместителями - если кто-то из участников чувствует созвучность с ролью, он встает. Если елающих оказывается несколько, заместителя из их числа выбирает клиент.
Но в этот раз мне показалось, что правильным будет взять всех. (Не могу точно вспомнить почему я решила, что это будет "правильно" - возможно, мне хотелось, чтобы в такой большой группе по возможности больше участников пережили опыт заместителя).
Повторения - явно не моя сильная сторона, тем олее что я наблюдала слишком много медленных движений души. Поэтому теперь я попросили заместителей двигаться быстрее и одновременно. Наступил настоящий хаос - многие сталкивались друг с другом, злились и возвращалиь на край поля. Атмосфера заметно испортилась, стало тревожно. Фигуры выглядели еспомощно и в растерянности сидели прямо на полу. Заместители протягивали руки, но не могли дотянуться друг до друга. Ощущались страх, отчаяние и болезненный беспорядок. В памяти всплывали образы страха, отчаяния и жукого хаоса, как это часто показывают в фильмах про войну и катастрофы.
Мое внимание привлекла группа из пяти участниц - все они замещали слово "у меня/я" из фразы клиентки. Они стояли рядом, тесно обнявшись, и при этом сильно ракачивались. Они дрожали и держались за живот. На мой вопрос они ответили, что чувствуют жуткий страх и их сильно тошнит. Тогда я спросила клиентку, Говорит ли ей о чем-нибудь эта картина. Она рассказала историю, случившуюся с ее матерью, когда та была еще ребенком. Во время Второй мировой войны девочкуу вместе с родителяи и прочими жителями в срочном порядке спешно эвакуировали лодками в безопасное место.
Первые лодки были заполнены детьми, а родители должны были плыть следом на других лодках. Ее мать оазалась еще с четырьмя (!) детьми. Море сильно штормило, и в панике дети цеплялись друг за друга, и кроме того, их сильно укачало. Во время этого рассказа в расстановке произошло движение - одна из заместительниц слова "я/у меня" встретилась с оддним из заметителей слова "никогда". Они выглядели как родители, обнимающие своего ребенка. Клиентка заметно расслабилась и сказала: "Всё прошло хорошо". На этом мы завершили расстановку.
Через несколько месяцев я узнала, что эта женщина, наконец, открыла свой магазин и теперь счастлива.
Что я вынесла из этой расстановки:
- не бояться ставить несколько заместителей на одну позицию;
- научиться использовать Хаос;
- решиться сделать то, что отличается от привычного.
Рука об руку Хаосом
Год спустя я дополнила эту схему голосами: теперь заместители, передвигаясь в помещении, должны были кромко называть свою роль или повторять вслух уеждение клиента, например "Я хорош лишь тогда, когда я успешен".
Эта идея возникла у меня тоже благодаря случаю. В США, во время расстановки фразы, где заместители быстро передвигались по помещению, некоторые из них заговорили. Это навело меня на мысль, что можно попросить заместителей громко и отчетливо повторять эту самую фразу-убеждение клиента. Довольно скоро фраза сложилась в четкий речитатив. А потом в нее в виде контрапункта добавилось еще какое-то слово. Чтобы лучше его расслышать, я взяла клиентку за руку, и мы вошли в середину. Тогда мы услышали это слово: "Приятно!" И тут клиентка с явным удовольствием запела вмете с заместителями всё громче и громче: "Приятно! Приятно!" - и в конце: "Я хорошая, когда мне приятно!".
Для себя я сделала следующие выводы:
- озвученные движения высвобождают творческую энергию, которая подталкивает к новым идеям;
- не бояться нарушать правила.
Реальность и истинность
В последующие годы я много экспериментировала с Хаосом и Случаем. Наверное, самого впечатляющего результата удалось достичь снова в Италии. В одной из учебных групп к концу семинара оставалось еще много "недоделок" и мало времени. В поисках выхода из этой ситуации мне в голову пришла идея: всех, у кого еще остались запросы, я попросила выйти в круг. Я поставила перед каждым задачу: найти, чего тебе не хватает, сделать то, что должен, найти заметителей среди остальных - и всё это без слов.
Движения происходили очень медленно, постепенно. Люди смотрели друг на друга, кланялись и шли дальше. Кто-то сел на колени перед одной девушкой-заместительницей, кто-то плакал, некоторые обнимались. Наступила тишина. Почти все вышли в круг, кто-то был занят, другие быстро справились с задачей и сели на свои места.
Не прошло и часа, как уже вся группа умиротворенно сидела на своих местах. В заключительном опросе звуало много неожиданного, например: "Я увидела в тебе своего мужа. И это было здорово. Я просто очень люблю его. А все проблемы не имеют значения", и в ответ: "А я увидел в тебе свою мать и наконец почувствовал, что меня воспринимают".
Повлияли ли "неточные" толкования ролей на результат? Или это реальность повлияла на истинность момента? Определенно, нет. Лица участников были расслабленны, и такое состояние, казалось, ничто не может нарушить. Эта расслабленность только укреплялась по мере того, как участники обменивались впечатлениями по поводу того, кто кого и в ком узнал и какие ответы нашел для того, чтобы начать всё сначала или завершить незаконченное. Каждый ушел глубоко тронутым и счастливым.
Кроме подтверждения того, что Италия - отличное место для хаотических расстановок, я получила здесь следующий опыт: если я хочу исцелить в себе что-то, то для этого мне подойдет любая ситууация и любой человек. Тогда я просто увижу в нем того, кого хотела бы увидеть, а в любой ситуации распознаю то, чего ждала всё это время. Каждое мгновение я творю свой мир заново - так, как это мне удобно сейчас.
Эти расстановки, в которых Случай, Хаос и Нарушение всяких правил сами становятся правилом, участники группы в американском городе Болдер окрестили хаотическими и продолжают называть так до сих пор, несмотря на мои попытки дать им другое название.
Как объяснили мне индейцы, мой метод соответствует традиционной технике племени Койотов, а Малидома Соме из Буркина-Фасо (уже много лет участвует в расстановочной работе и ритуальных ритритах по приглашению австрийских коллег) на одном из семинаров рассказал мне, что я работаю точно так же, как ведьмы клана Природы. То есть ставить правила с ног на голову, запрягать телегу впереди лошади и полагаться на случай - всё это имеет под собой солидное основание и древнюю традицию. Возможно, пришло время и тут попробовать наоборот, если только не вмешается Случай!
Вам понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новостей Портала «Расстановщик» и получайте раз в месяц анонсы всех новых материалов на свой e-mail.
Каталог расстановщиков Выберите город
Товар недели
Ян Якоб Стам и Барбара ХогенбомВ потоке против течения. Системное лидерство 1850