Связь с дедушкой
Георг успешно сдал письменные экзамены и с воодушевлением готовится к устным, а также с нетерпением ждет предстоящей практики в загородном лагере. То, что он решился позволить себе поехать с друзьями на неделю в Италию, удивляет его самого, поскольку, по его словам, до сих пор вел скорее затворнический образ жизни и мало с кем общался.
За несколько месяцев до того он позвонил мне и взволнованным голосом записался на прием. Он жаловался, что ему все надоело, что хочет все бросить, что выбрал себе неправильную специальность и точно не сдаст вступительный экзамен, и вообще, "жизнь - дерьмо!".
Первый призыв о помощи
Это было не первое его посещение. В прошлом я проводила с Георгом сеанс, когда тот чуть не провалил выпускной экзамен в гимназии. Учителя и результаты теста говорили о том, что он — высокоодарённый и прилежный юноша, поэтому плохие результаты экзамена нельзя было объяснить ленью. Также не было никаких конфликтов с другими учениками и учителями. Для родителей и него самого эта неудача была необъяснимой. Родители предложили Георгу пройти курс терапии — к тому же ещё в детстве он был достаточно робким и необщительным. Когда его мать впервые мне позвонила, она рассказала, что сын отказался от терапии, так как считает, что в ним всё в полном порядке, а жить можно и без аттестата, и, в конце концов, должен же кто-то быть неудачником в этой жизни. Подруга матери посоветовала попробовать системную расстановку, поэтому женщина хотела расспросить об этом методе подробней.
На консультацию Георг пришёл только потому, что это не было терапией и здесь не нужно было устраивать «душевный стриптиз» перед группой «психов» (тут он ссылался на подобный опыт своего товарища). К тому же его интересовало, почему же он провалил экзамены, хотя хорошо к ним подготовился. Из разговора мне стало понятно, что Георг опасался, что по окончании школы он окажется в положении, когда придётся принимать решения. И хотя школа — это «кошмар», но он лучше бы остался в ней ещё на три года, поскольку, по сути, это последние годы, когда можно «жить свободно», а потом начинается суровая жизнь.
Как показала расстановка с помощью фигурок, этот страх связывал его с одним из родственников по линии отца. Фигурку, представляющую его желание остаться 18-летним и не расставаться со школой, Георг поставил рядом с дедушкой по линии отца. Георг ничего о нём не знал, поскольку его отец был внебрачным ребёнком. Родители запретили его бабушке выходить замуж за человека «не их круга». Георг заметно разволновался, когда мы заговорили о неизвестном леде. Он вдруг осознал, что до сих пор никогда не замечал его отсутствия, но отцу
оказалась разочарованием. Отец Георга не знал, о чём говорить с немощным стариком, и никаких чувств к нему у него не возникло.
Георг был в восторге от процесса расстановки: во-первых, потому что расстановка его семьи и размещение отдельных фигурок действительно отражали его ощущения, и он мог наглядно рассматривать внутрисемейные связи, а во- вторых, его каким-то магическим образом тянуло к фигуре деда. В конце сеанса он уже решил для себя: «Теперь мне точно нужно поговорить с отцом. У нас с ним это вроде не принято. Вообще-то у нас нормальные отношения, но издалека, на дистанции».
Спустя несколько дней Георг позвонил и рассказал следующее: этот самый дедушка происходил из бедной семьи, но по рекомендации сельского священника, заметившего способности мальчика, смог учиться в гимназии. С началом войны он добровольцем записался в СС, закончил экстерном гимназию и стал ярым сторонником режима — теперь он уже не был бедным провинциалом, а имел «презентабельный вид» и мог наконец показаться во всей красе.
В какой-то момент произошло что-то, открывшее молодому человеку глаза на суть этой «организации». А пока, пребывая в эйфории и щеголяя своей униформой, он знакомится с бабушкой Георга, которая влюбляется в симпатичного юношу. Но её семья запрещает ей общение с «этим пролетарием в коричневой рубахе».
Деда отправляют на Восточный фронт. Он пережил войну и после недолгого плена явился в доме родителей своей невесты. Они выставили его за дверь, сказав напоследок, что их дочь теперь замужем и счастлива в браке, а её муж стал хорошим отцом её ребёнку. И если у него есть сердце, то он должен оставить их семью в покое. Так дед узнал, что стал отцом и одновременно потерял жену и сына. Он попытался установить контакт со «своей женой» и ребёнком, но безуспешно.
Отец Георга узнал о том, кто его настоящий отец, лишь в возрасте 21 года, но внутренне так и не смог принять его в такой роли. «Настоящим» отцом для него оставался приёмный отец, а для Георга — дед до момента расстановки. Теперь Георгу стало понятно, откуда взялось его желание остаться в школе, страх перед неправильными решениями и чувство, что он не любим. Некоторое время спустя он с отцом посетил могилу деда на территории бывшей ГДР. Со второй попытки он окончил гимназию блестяще.
Второй призыв о помощи
Итак, Георг снова обращается за помощью в кризисной для него ситуации накануне выпускных экзаменов: "Можно к Вам еще раз на сеанс? У меня сейчас такое ощущение, будто я попал не в тот фильм. Может, в моей семье уже был кто-то, кто не сдал экзамен?».
На этот раз вместе с Георгом пришла его мать, поскольку ей показалось, что, возможно, это связано с её семьёй. В начале сеанса она сказала, что её беспокоит чувство вины за то, что её единственному ребёнку уделялось слишком много внимания, и поэтому он такой несамостоятельный и не в состоянии справиться со стрессом и неудачами.
Но расстановка выявила совсем другую динамику. Свою фигурку Георг поставил обращённой к фигурке матери, но так, что «он» смотрел как бы сквозь мать, на что-то позади неё. Как он сам сказал, на то место, позади матери, он поставил бы её отца, своего второго деда. Этот дедушка жил с ними, пока Георгу не исполнилось шесть лет. Он очень любил деда, который умел рассказывать интересные истории и всегда угощал внука сладостями. На слова сына, что дед был очень заботливым, мать возразила, сказав, что тот был эгоистом и если и заботился о ком-то, то только о себе, а в жизни семьи его участие ощущалось слабо.
Я попросила Георга выбрать фигурки для своего страха перед экзаменом и для ощущения неправильно выбранного пути. Он посчитал, что для обеих ролей ему будет достаточно одной фигурки, и поставил рядом с «собой» мужскую фигурку, но потом переставил к «деду».
На мои уточняющие вопросы мать рассказала о судьбе своего отца. Он был человеком практического склада, изобретательным и мастеровитым. С детства он хотел стать столяром, и его родители — отец был врачом — скрепя сердце согласились с выбором сына при условии, что он сначала окончит гимназию. Уже давно было решено, что старший сын станет врачом и унаследует со временем отцовскую практику. Но старший сын погиб на войне, и дед Георга был вынужден под давлением родителей оставить обучение столярному делу и в 21 год уехал изучать «ненавистную» медицину. Из-за этого оборвались отношения с его девушкой, которая не хотела ждать, пока он закончит университет.
Мать рассказала, что её отец всегда вёл себя очень отчуждённо. Он выглядел счастливым, только занимаясь своим любимым делом в мастерской. В этом месте Георг неожиданно рассмеялся: он подумывал после окончания университета или даже бросив учёбу стать дизайнером интерьеров и освоить столярное дело. Он никогда не рассказывал об этом своим родителям, но и не знал этой истории с дедом.
В конце сеанса мы расставили самого Георга, его семью, а также семьи его
словам, теперь он может прочувствовать обоих дедушек, и они стали ему ближе и понятнее. Георг рад, что узнал он них больше, и не чувствует себя больше «чокнутым».
Расстановочная работа с фигурками
Особенно эффективной расстановка с фигурками оказывается в работе с детьми, подростками и молодёжью. Как правило, они не чувствуют потребности в терапии, а хотят лишь разобраться, что с ними происходит. Фигурки и семейные истории в буквальном смысле показывают им, с кем из родственников они связаны наиболее тесно. В этой работе им не нужно рассказывать о себе, чего многие не любят. Они получают возможность осознать свою «чокнутость» как своего рода лояльность и по-новому посмотреть на свою семью.
Расстановка с фигурками позволяет в большей мере, чем работа в группе, провести комплексную расстановку, как, например, расстановка семей обоих родителей. Именно восприятие параллелей в судьбах обеих семей оказывает сильное эмоциональное воздействие и нередко разрушает старые предрассудки и недоразумения.
Война, деды и внуки
Очень часто в моей работе встречаются молодые люди, которые в страхе перед взрослой жизнью и необходимостью добиваться успеха отказываются принимать решения или избегают всякой ответственности. И в этом они похожи на своих дедушек, которым слишком рано пришлось повзрослеть и которых внутренне покалечило пережитое на войне — как морально, так и физически. И нередко внуки повторяют исковерканные войной судьбы своих дедов.
Вам понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новостей Портала «Расстановщик» и получайте раз в месяц анонсы всех новых материалов на свой e-mail.
Каталог расстановщиков Выберите город
Товар недели
Маттиас Варга фон Кибед и Инза ШпаррерСовсем наоборот 500