Теория и практика расширяющегося сознания
Если бы люди знали ценность сказок, они, возможно, «отменили» бы все остальные научные дисциплины. Говорят же, что в сказках зашифрованы и законы физики, и важные химические формулы, и вообще все секреты мироустройства. Но почему мы этого не видим? Кто сузил наше сознание? И как теперь его расширить? Ирина Ищенко разложит это и многое другое по полочкам, в том числе расскажет о «чужих» сюжетах в наших «матрицах».
Любовь, дружба, отношения -- это очень сложные механизмы. Что изменилось в человеческих отношениях за последние 5, 10, 15 лет? Какие мифы, картинки, поменялись, может, что-то новое создалось? -- Абсолютно очевидно, что все мы стали немного стирать границы. Стирать границы в нашем понимании мироустройства, в наших жестких системах убеждений и в наших системах ценностей. Это наблюдается абсолютно во всем. Благодаря Интернету, средствам коммуникации в современном мире мы можем общаться со многими, и тот, кто знает язык (или тот, кто знает, как взять что-то каким-то образом без знания языка), получил больше возможностей путешествовать, общаться с людьми, которые принадлежат к разным социальным системам. Таким образом мы обогащаемся, открываемся абсолютно во всех сферах жизни. Отталкиваясь от какой-то системы ценностей, традиций, пониманий, мы обогащаемся друг от друга палитрой различного вида чувств, разности взглядов. В нашей лексике есть такое устойчивое словосочетание «моя точка зрения». Мы говорим о том, что ребенок приходит в этот мир с расширенным состоянием сознания -- он смотрит на этот мир и видит его целостным. А потом ему начинают рассказывать, что вот это -- стол, а это -- ваза, а это -- человек, что вот это можно, а это нельзя. И постепенно ребенок сужает свой фокус внимания, и это сужение происходит по мере образования.
Ребенок приходит в мир и видит его целостным. А потом, по мере образования, фокус внимания сужается
Казалось бы, мы, получая знания, должны, наоборот, в чем-то углубляться. Но на самом деле с точки зрения мировосприятия у нас происходит сужение сознания. Мы идем в школу, поступаем в институт, пишем кандидатскую, и у нас формируется своя точка зрения. В этой точке зрения каждый из нас абсолютно прав -- там наш опыт, наше понимание, наше образование, наша генетика. Там наши традиции, и это та зона комфорта, где мы что-то контролируем, где мы на мир смотрим из этой точки. Так вот, сегодня я абсолютно точно могу сказать, что современный человек стал покидать эту зону комфорта, эту точку зрения, и начал учиться принимать точку зрения другого человека. Если мы можем видеть мир с еще какой-то точки, то у нас уже есть какая-то линия, образуется что-то промежуточное. Если есть разные полюса, то значит, между ними есть еще что-то. Вопросы, запросы, намерения, с которыми сегодня приходят на тренинги и консультации, становятся более объемными, более глобальными. Если раньше вопрос звучал так: «У меня есть проблема, и я хочу, чтобы ее не было», то сейчас каждый второй запрос -- «У меня есть проблема, и я хочу разобраться, что мне это показывает, чего я не вижу, на что мне нужно посмотреть, для чего мне это нужно». Таким образом, людей больше интересует познавание, чем просто изменение ситуации.
-- Вы говорили, что ребенок уже рождается с расширенным состоянием сознания, а потом мы в процессе обучения и социализации его сужаем. Возможно ли сохранить это расширенное состояние сознания?-- Нет. Потому что не будет «Я». Ребенок до трех лет не само-осознаёт себя. Он находится в симбиотической связи с мамой, он находится в симбиотической связи с миром. Дети поначалу могут даже своих рук бояться. Ребенок воспринимает себя как все, что он видит. И даже поначалу он о себе говорит во втором лице «Ира хочет кушать… Ира хочет гулять…». А когда спрашиваешь, где Ира, многие ищут зеркало, чтобы показать. Но как только ребенок назвал себя «Я» -- это первая точка, которая потом начнет обрастать какими-то своими границами. И тогда мы говорим, что процесс индивидуализации начался. Если не будет «Я» -- не будет личности, а личность нам нужна. Это потом из этой личности мы делаем «точку» вместо того, чтобы это было что-то многогранное, широкое, и чтобы мы могли понимать, что даже если мы в этой «точке», все равно можно смотреть на мир через разные зеркала, через разные призмы, тогда видение всего мира будет более объемным.
-- Мы говорим о процессе индивидуализации, о формировании личности. Но в то же время мы говорим о стандартах, которые в нас закладываются. Получается, мои ценности -- не мои?-- Нет, это привнесенное. Это нужно для того, чтобы познакомить нас с миром. Но тогда нужно знакомить ребенка с разными пониманиями. Вот мы как раз с вами подходим к тому, что первичны как раз сказки, мифы и легенды, а религии уже вторичны. Я в свое время имела наслаждение писать большой реферат по религиям мира, и в конце я просто не понимала, почему мы ссоримся, почему ругаемся -- ведь все абсолютно про одно и то же! Разные имена, но линия одинаковая, эмоции и мысли одинаковые, путь одинаковый, хотя инструмент достижения этого пути разный.
-- Пример можете привести?-- Вы найдете во многих религиях, от зороастризма до христианства, что бога родила дева. Вы найдете практически везде аналогичное мироустройство: все вышло из хаоса, что все вышло из темноты, потом появлялся свет, а суша отделялась от неба, потом создавались светила. Это абсолютно четкие аналогии событийного ряда мироустройства и истории возникновения человечества в целом. Сюжетная линия абсолютно идентична, за исключением декораций, имен и каких-то нюансов. Мы, как правило, учимся познавать этот мир через определенные грани, зачастую слишком узкие. Но когда мы вырастаем, то имеем возможность видеть этот мир по-другому или узнавать, что еще есть какие-то парадигмы, другие философии. Если вы туда вникаете, то чрез какое-то время понимаете: «Погодите, так это одно и то же». Вы идете еще куда-то и говорите: «Стоп! Здесь тоже про одно и то же». Люди прогрессивные, современные (чаще всего это молодежь) все больше и больше отходят от религии и уходят в духовные практики. Знаете песню «Ляписа Трубецкого» «Я верю в Иисуса Христа, я верю в Гаутаму Будду, я верю в пророка Мохаммеда, я верю в Кришну, я верю в Гаруду»? Молодые понимают, что все едино, все мифы, легенды, религии ведут к одному источнику, что каждый вправе выбирать тот путь, который ему сейчас наиболее приятен. При этом у них есть уважение к другим направлениям. Современным можно назвать того человека, который расширяет свое сознание, который выходит за пределы своего собственного мифа, идет от узости к более широкому. Более широкое -- это духовные практики, мифы и легенды, где все находится в виде общей картины, первичной матрицы «как это было», и оно зашифровано в такой сказке, красивой истории. Детей мы не учим сначала математике-физике. Сначала мы им сказки рассказываем -- вот там все есть. Может быть, было бы хорошо на каком-то этапе вообще остаться на этих сказках.
-- Как сказки и мифы вплетаются в нашу жизнь с самого детства, через что, какими способами, как это делают родители? Как это все на нас влияет?-- Я вам сейчас проведу такую легкую аналогию. Как системный психотерапевт я рассматриваю человека, как систему со своим набором составляющих. И в первую очередь он принадлежит к семье, у которой тоже есть своя система ценностей, свои традиции, свои понятия. А эта семья в свою очередь принадлежит к родовой системе, у которой также свои традиции, свои понимания, некая своя конституция, которую писали своими судьбами наши предки. Родовая система принадлежит к народу, а народ -- к некому этносу, где своя традиция. Но есть и общее основание, потому что независимо от того, к какому этносу мы принадлежим, мы все принадлежим к большому подвиду существ -- это род человеческий.
И если сейчас прилетят инопланетяне с зелеными антеннами, то мы забудем, кто из нас негры, а кто китайцы, -- мы быстро вспомним, что мы все -- люди.
Так как мы все принадлежим к роду человеческому, то логично, что когда-то этот род начал жить. Это такая первичная матрица, которая является фундаментом. Дальше эти слои, с одной стороны, утончаются, а с другой -- искажаются. Получается такой свой «суп», свой «подклимат». Через разность идет сужение. И пока, к сожалению, мы не видим полностью всю картину. Хотя и делаем к этому успешные шаги. Знаете миф о том, как слепые мудрецы впервые встретили слона? Очень долгие годы по планете путешествовали святые. Они были слепыми и познавали этот мир через чувства, делились друг с другом, и таким образом расширяли свое миропонимание. Они добрались до Африки и впервые встретили слона. И вот вечером они сели обсуждать, какой же слон. Один рассказывает: это такой столб, толстый, длинный… Другой: нет, он худой, очень похожий на змею… То есть кто-то описывал ногу, кто-то -- хвост, кто-то -- еще что-то. Мудрецы рассорились, подрались и разошлись.
Человечество -- это разрозненное сообщество святых, каждый из которых абсолютно уверен в своей правоте.
Но если бы они послушали друг друга -- они бы «собрали» этого слона, потому что ни один из них не мог слона ощутить, и пощупать, и осознать целиком. Никто не может в одиночку познать общее целое.Если мы уйдем от религии исключительно в мифы, легенды и духовные практики, то увидим, что как раз в них и есть более-менее эта матрица. Почти все наши сказки имеют аналоги в истории мифов. Все сказки вышли оттуда, и поэтому дети, пока их сознание чистое, очень любят сказки. Ребенок познает мир через сказки.
И если бы родители знали настоящую ценность сказок, они бы читали их детям с утра до вечера. Мы все дети, несмотря на наш возраст, и мифы и сказки -- это как раз то недооцененное и забытое нами, куда я бы посоветовала каждому посмотреть.
-- Как понять сегодняшним людям, какой глубинный смысл был заложен в сказку при ее создании? -- Когда мы читаем сказку, то, как правило, идентифицируем себя с каким-то героем, чаще всего -- с главным. Соответственно, если мы связаны с какой-то судьбой, а каждый из нас связан со своими предками, но в разной степени, на нашу жизнь воздействует не весь, а только тот опыт того системного места, куда мы попали. Если бы мы попали в виде клетки в организм, то в зависимости от того, куда бы мы попали, в какой орган, у нас была бы соответствующая судьба. Была бы я клеткой печени -- у меня была бы одна история, была бы клеткой сетчатки глаза -- другая история. В родовой системе тоже есть свои системные места, и в зависимости от того, куда мы попадаем, мы связаны с теми или иными судьбами. Часто это системное переплетение, связь с чужой судьбой во многом может влиять на нашу нынешнюю жизнь.
Мы можем даже не понимать, что выплакиваем невыплаканные слезы, что отдаем долги этого человека, что повторяем часть судьбы, что можем испытывать не свои системные чувства.
И когда мы в любой услышанной или прочитанной истории узнаем что-то свое, то у нас есть на это некий отклик, некий отзыв. Поэтому когда ребенок просит прочитать ему в тридцать пятый раз какую-то сказку, которую он уже практически наизусть знает, родителям было бы хорошо подумать, какая там сюжетная линия. Есть ли там путешествия, есть ли там «эмиграция» -- отправили ли героя в Тридевятое царство?
В сказке показано, какая история сейчас важна для моей семьи, про какого предка, про какую судьбу мы, может быть, забыли и что мы сейчас можем до-завершить.
-- А есть ли какие-то универсальная сказка или миф, в которых переплетены все человеческие отношения? Такое универсальное «пособие» для всех, где каждый для себя сможет что-то открыть?-- Для меня каждый миф универсальный, но он центрирован на чем-то -- или на отношениях, или на понимании добра и зла, или на каких-то качествах. Для меня каждый миф -- это универсальная матрица, в которой больше сфокусирован и высветлен какой-то важный аспект. Для меня сама человеческая жизнь универсальна: мы приходим в этот мир через сперматозоид и яйцеклетку, а это информационные структуры. Когда соединяются сперматозоид и яйцеклетка, образуется зигота -- оплодотворенная яйцеклетка. Это происходит в маточной трубе, и жизнедеятельность зиготы соответствует жизнедеятельности минерала, потому что у минерала есть клеточное деление, но нет обмена веществ. И вот зигота начинает свое путешествие из маточной трубы в полость матки -- в это время она делится. Зигота в 200 раз больше, чем обычная клетка нашего тела, ее видно невооруженным взглядом, и она 8 раз делится на 64 первичные клетки, и эти 64 первичные клетки достигают такого размера, как средняя клетка нашего тела. А потом эта «семечка» внедряется в матку -- входит, как семя входит в почву, -- и начинает развиваться изнутри. Точно так же, как это делает любая семечка. Как только она прикрепилась, происходит обмен веществ с материнским телом, и мы с вами становимся растением, а жизнедеятельность растения характеризуется тем, что имеет обмен веществ и клеточное деление. На пятой неделе начинает формироваться сердце (а до того там еще не сердце, а такая трубка) и начинается мышечное сокращение. И вот мы с вами становимся животным, потому что жизнедеятельность животного характеризуется тем, что есть обмен веществ, клеточное деление и мышечное сокращение. И таким образом мы находимся в среде, совершенно отличной от той, в которой находимся сейчас. Мы находимся в воде, мы не знаем, что такое свет, если слышим звук, то очень приглушенный, вокруг нас температура 38 градусов, соответственно, мы не знаем, что такое жарко, что такое холодно, тело нас не беспокоит. Такой себе all inclusive. В нашем теле присутствует ровно столько питательных веществ, сколько нам нужно на этот момент. Такой утерянный рай, когда большое целое полностью заботится о нас и в нашем распоряжении есть все, что нам нужно. И даже если это большое целое страдает от того, что ему чего-то не хватает (кальция, натрия), -- в нашем распоряжении есть все, что нужно. И когда мы приходим в этот мир, мы все еще находимся на уровне животного, но потом, где-то к трем годам, мы становимся человеком -- когда мы впервые говорим о себе «я». Начинается процесс индивидуализации. Когда мы говорим «кто я», то мы говорим качествами сердца (добрый, мягкий, податливый, золотой, отзывчивый). Мы не можем сказать «отзывчивый ум», или «жесткий ум», или «золотой ум» -- значит, мы не ум, значит, мы -- больше чувства.
Для меня весь этот путь есть в трансперсональной психологии, ее автор Станислав Гроф -- это человек, который доказал, что мы начинаемся с момента зачатия, а не с момента рождения.
Раньше все думали, что человек начинается с момента рождения, а до этого был чистый лист. Гроф проводил исследования, помещал людей в определенное состояния транса и систематизировал то, что люди видели. Он доказал, что внутриутробно мы получаем основную матрицу и там «делимся» на три периода, там внутри мы видим космические сны. Это называется «пренатальная матрица Грофа». Внутриутробно мы получаем фундамент. Будто знания есть, но нет жесткого диска. А жесткий диск -- это наше тело, но пока оно маленькое, и в него там, во сне, все знания упаковываются. А потом уже через свой опыт мы приходим к чему-то. Поэтому для меня целостный миф -- это человеческая жизнь.
-- Что сегодня важно человеку знать, когда меняются взаимоотношения, когда развиваются социальные сети (дополнительная реальность), как это соединить, чтобы человек был целостным, с тем расширенным сознанием, с которым он приходит в этот мир, что для этого важно делать? -- Первое -- восстановить свою целостность. К сожалению, мы все находимся внутри в расщеплении, то есть это те же детские травмы, опять же, начиная от травмы рождения. Мы отошли от природного рождения. К сожалению, мы утратили и деформировали многие знания, когда мы «отделились» от природы. С одной стороны, мы получили комфорт, технологии, свет, мягкие кресла и теплые туалеты, с другой -- мы потеряли связь с природой. Для того чтобы быть целостными, гармоничными, мы должны сначала свою структуру соединить. Для этого надо как минимум перестать все отрицать и сказать «да» -- всеобъемлющее «да» себе, такому, как я есть. Это как узнать инструкцию о себе, чего я могу, чего я не могу. Мы с вами обладаем разными ресурсами, мы все абсолютно разные, нельзя к себе выдвигать чужие требования. Да, сейчас это делают сначала родители, потом садики, школы, потом это делает мир. И потому мы все вот такие, потому говорить о каком-то расширении почти невозможно, пока не будет как минимум гармонизации внутреннего пространства. Но как только мы гармонизируемся, тогда развитие происходит само собой, тогда мы начинаем звучать, как камертон, который настроен на определенную нужную волну. Ученые недавно определили, что Вселенная дышит, она не в вакууме, она функционирует на определенной частоте, если я не ошибаюсь, в 6,8 МГц, в то время когда человеческий ум -- на частоте 14 МГц. Наша Вселенная вибрирует, и когда мы находимся в медитации или глубокой молитве, наш ум начинает функционировать на частоте Вселенной, и мы можем с ней со-настраиваться, входить в резонанс. Когда мы с вами на природе, когда мы стоим босиком на земле, мы тоже со-настраиваемся. Природа -- это живая матрица, и она, слава Богу, не исказилась. Мы с вами находимся не в тех полях -- вокруг нас все рукотворное, а не деревянное, не натуральное. Нам нужно периодически размагничиваться, бывать на природе. Природа поможет также, если мы наполнены злобой или агрессией, если мы несем или подавляем в себе все это. Но умение прощать, умение отпускать -- это сложная для некоторых людей наука, здесь может понадобиться хороший специалист, потому что один из законов физики гласит: пока ты часть системы, ты не видишь всю систему целиком. Если вы находитесь в этой комнате, вы не можете видеть того, что находится у вас за спиной, здесь нужен хороший помощник. И хороший помощник -- это не тот, что дает вам таблетки и рассказывает, что с вами не так, не становится еще одним зеркалом, через искажение которого начинает чего-то вам рассказывать. Настоящий помощник, простите за тавтологию, помогает вам «выйти» и посмотреть на это, его задача -- сопроводить вас в этом, а вовсе не сделать для вас что-то. И только тогда развивается навык удерживать себя в более-менее гармоничном состоянии, «правильно обращаться» со своими чувствами -- испытывать их, а не отрицать. У животных нет депрессии, потому что они свои чувства испытывают. Если на хвост коту наступите, будь вы хоть президентом планеты Земля, реакция у кошечки будет абсолютно одинаковая. У нас есть масса возможностей перепрожить свои чувства, чтобы потом не носить это с собой. Это как в почках камни, как в кишечнике шлаки. Так и в мозгах у нас свой мусор. И поэтому все, что нужно, -- это очиститься и регулярно заниматься собой. Любая машина нуждается в профилактике, любой чайник нужно периодически чистить от накипи, все, что работает, нуждается в уходе, и человек не исключение, как и его тело. Многие уже с этим научились правильно обращаться, так и с тем «Я», которое как бы бестелесно. Это как сознание, разум и душа -- более тонкие структуры. Для меня тело -- это компьютер, есть программное обеспечение, и «железо» не виновато, что глючит программа. И в первую очередь эту центрированность мы можем получить, если занимаемся собой. А все остальное приходит, как только мы приходим к тому, как мудро создала нас природа. Все знания они уже здесь, они есть, они пробуждаются, не надо оканчивать массу университетов. Нужно путешествовать, бывать в местах силы, общаться с разными людьми, потому что они этот мир видят по-другому. Природа создала нас совершенными, нам просто надо себя выровнять -- и все остальное случится само собой.
-- А с чего нужно начать людям, которые хотят расширить свое сознание и почувствовать себя целостными?-- С любовью смотреть на своих маму и папу -- на таких, какими они есть. С точки зрения генетики, с точки зрения информационных полей мы с вами состоим наполовину из мамы и папы, а они, соответственно, наполовину состоят из своих мам и пап. Соответственно, мы на четверть состоим из бабушек и дедушек, на одну шестнадцатую -- из прабабушек и прадедушек, и так где-то до восьмого поколения. Мы родились в результате этого слияния.
Поэтому важно знать, что все, что мы исключаем, овладевает нами, а все, что мы принимаем, -- делает нас свободными.
Это и есть взросление, потому что теперь мой родитель -- это мир, планета, которая нас держит в этом Космосе, держит просто так, ничего не требуя взамен, ничего не прося, находится на том расстоянии от Солнца, на котором нужно, вращается с той скоростью, с которой нужно. У нас есть все, что нужно, совсем как когда-то, когда мы были внутри у нашей мамы. Но тогда наша жизнь была возможна только в пределах ее тела, а сегодня наша жизнь возможна только в пределах этой планеты, и если мы ее чтим, благодарим и уважаем, в нашем распоряжении -- все, что есть у нее. А у нее есть вся информация о том, что происходило на этой планете, и значит, у нас тоже есть доступ ко всему опыту человечества, а так это связано с опытом Вселенной, галактики -- у нас есть доступ ко всему. Просто подумайте об этом.