Психологическая травма
«Для того, чтобы исцелить страдание,
человек должен пережить его целиком».
Марсель Пруст
Понятие травмы в обычном понимании скорее связывается с травмой физической – это удар, потрясение, которое оказывает разрушительное действие на тело. Последствия травмы могут быть, как вы знаете разными – и они зависят от многих факторов. От силы удара, травмированной области, способности организма к выживанию, иммунитета – и так далее. Все, что вызывает нарушение целостности организма – запускает механизм восстановления. Но сработает ли он и насколько хорошо сработает? Это происходит по-разному. Чужеродные элементы организмом вытесняются , а шрамы и рубцы зачастую остаются и болят – заставляя оберегать тело от повторной травмы и в разной степени ограничивая возможности тела.
В сущности, это аналогия и известного понятия психологической травмы. Жизнь штука прекрасная, но и, увы, местами травматичная. Каждый из нас пережил, переживает может быть сейчас и точно еще переживает очередную травму
онятие травмы в обычном понимании скорее связывается с травмой физической – это удар, потрясение, которое оказывает разрушительное действие на тело. Последствия травмы могут быть, как вы знаете разными – и они зависят от многих факторов. От силы удара, травмированной области, способности организма к выживанию, иммунитета – и так далее. Все, что вызывает нарушение целостности организма – запускает механизм восстановления. Но сработает ли он и насколько хорошо сработает? Это происходит по-разному. Чужеродные элементы организмом вытесняются , а шрамы и рубцы зачастую остаются и болят – заставляя оберегать тело от повторной травмы и в разной степени ограничивая возможности тела.
В сущности, это аналогия и известного понятия психологической травмы. Жизнь штука прекрасная, но и, увы, местами травматичная. Каждый из нас пережил, переживает может быть сейчас и точно еще переживает очередную травму. Потеря близких людей - смерть, предательство доверия, измена, развод; жестокое обращение, тяжелые жизненные кризисы , катастрофические события, которые приходится пережить – авария, стихийные бедствия, война ; даже внезапная потеря привычного образа жизни может стать катастрофой и привести к психологической травме. Возможно что вы пережили в детстве внезапную разлуку с родителями - это может быть пребывание в больнице или потеря кого-то из значимых родительских фигур вследствие развода. Многие и многие в детстве столкнулись с травмой отношений, когда приходилось предпринимать усилия для того, чтобы избежать отвержения – реального или воображаемого. Психика, как и тело, стремиться сохранить свою целостность, восстановиться, выжить. Остаются рубцы и шрамы, которые болят. Рубцы и шрамы, на душе которую человек стремиться защитить от повторного переживания травмы.
Фактически, психологическая травма – это, как пишет известный американский психолог Левин, прорыв в барьере, который защищает человека от губительных воздействий. Травма сопровождается острым чувством беспомощности и страха. Человек сталкивается с неожиданным событием, которое так или иначе угрожает его жизни (внешней или внутренней). Это событие превосходит его возможности и он не способен ни контролировать, ни сколько-нибудь эффективно отразить его. (Levine, 1997; Zettl & Josephs, 2001). Это в равной степени относится и к травмам, наносящих ущерб ощущению ценности собственной личности. Травма вызывает длительное потрясение в понимании себя и мира (с) Фишер и Ридессер. Одно из важных переживаний, связанных с психологической травмой – переживание бессилия и беспомощности перед лицом травмы. Кажется, что мир рушится. Кому хочется помнить неприятное и страшное? Кому хочется все время чувствовать беспомощность и боль? После психологической травмы в первые моменты трудно поверить, что «это происходит со мной». Шок, отрицание – это первая реакция на травму. Невозможность нажать кнопку Del и удалить событие, которое разрушает жизнь и душу, обида, боль, стыд – все тягостно. Человек создает различные стратегии для выживания – жить так, как будто ничего не случилось; забыть, «похоронить» это где-то глубоко в душе и в памяти. Однако этот «вирус» уже поселился в душе и начал свою тайную разрушительную работу. Особенно если окружающие советуют ему «не обращать внимания», «настроится на позитив» «думать о будущем». И, действительно, на какое-то время все можно успешно спрятать и переживание травмы может быть незаметным не только для окружающих, но и неосознанным для самого пострадавшего. Но сколько веревочке не виться, а конец будет. Только в этом случае это скорее будет не конец, а клубок и хождение по кругу. Кстати, часто именно такие образы возникают у клиентов, когда мы начинаем распутывать последствия травмы.
Травматические переживания напоминают о себе явно или скрыто, прямо или косвенно. Они как магнит притягивают к себе травмирующие ситуации. Почему? Потому что все переживания стремятся к выражению, а травма заставляет искать ответ на вопрос – почему? – и снова и снова переживать ее в настоящем в попытках выйти из клетки травмы, которую человек попал – в прошлом; в попытках найти способ избежать травмы. В результате травмированный человек неосознанно ищет переживания такой же степени интенсивности, чтобы пройти через них и вернуться к нормальной жизни, восстановить целостность. Снова и снова он ходит по кругу, повторяя свою травму – потери, предательство, болезнь, неудачи, одиночество. Неразрешенная травма может на всю жизнь остаться источником всевозможных проблем. Например, таких, как отсутствие хорошего глубокого ощущения себя в своем теле или сложность находиться в близких отношениях с другими, одновременно сохраняя контакт с собой и своими чувствами. Частым следствием травматизации являются также различные хронические не поддающиеся лечению симптомы, панические состояния, повышенная тревожность, чрезмерная потребность в контроле, депрессия, потеря удовлетворения и смысла жизни и т.д.
Представьте себе человека с открытым переломом ноги, который игнорирует боль, рану, сильнейший отек тканей. И пока он игнорирует, жестокая реальность будет напоминать о том, что случился с ним перелом.
Американский психотерапевт, психолог Питер Левин, один из самых крупных специалистов США по детской психической травме, утверждает: реакция на травмирующее событие может наступить не сразу, а через несколько лет или даже десятилетий. У большинства людей симптомы травмы появляются через 6 – 18 месяцев после события. Однако у остальных его пациентов посттравматические симптомы не обнаруживают себя очень и очень долго, они будто бы спят – до определенного момента...
«Травма не является частью истории, она вынесена за скобки. Травма — это то, что мы отказываемся признать частью своей истории» (с) Сири Хустведт. Исповедь американца
Травма существует не только в идивидуальном измерении, но и в системном контексте. Но об этом – читайте дальше.