Global site tag (gtag.js) - Google Analytics
Портал «Расстановщик»
Для города:
Выберите город

Театральные иллюстрации к психологической теории отношений

    Спектакль Молодёжного театра на Фонтанке (Санкт-Петербург)  «Любовные кружева» вновь предлагает задуматься о вечных ценностях. Ничего не стоит дороже человеческих отношений. Выходит, что они и есть одна из главных ценностей человеческой жизни вне времени и пространства. Предложенные зрителям сцены из московской жизни повествуют об истории женитьбы Андрея Белугина, т.е. развитии отношений мужчины и женщины, что давно и успешно изучается психологами. Но по-прежнему каждый из нас пытается найти свой эксклюзивный рецепт построения желаемых нами отношений.     Любые отношения имеют три составляющие: человек узнаёт о существовании другого (и если объект заслуживает внимания, то со временем это знание расширяется и углубляется так же, как ручеёк превращается в полноводную реку); у человека появляются эмоции в отношении другого (нравится, не нравится, восхищение, удивление, страх…); человек проявляет своё отношение в поведении (стремится к общению или избегает неприятных контактов). Рассказ о супружеских взаимоотношениях молодой четы Андрея и Елены Васильевны Белугиных, их система отношений с родителями и знакомыми является яркой и качественной иллюстрацией к теории отношений. Спектакль «Любовные кружева» в постановке С.Спивака и М.Черняка с этой точки зрения интересен как студентам - будущим психологам, так и тем, кто уже консультирует в области межличностных отношений.      Мне же интереснее всего было наблюдать, какую роль играет чувство вины в развитии взаимоотношений Андрея и Елены. Это удивительное чувство становится двигателем развития отношений. Думаю, что это чувство даже не вины, а своей задолженности другому человеку знакомо нам всем. Потому, что у всех нас есть отношения с другими людьми. Механизм возникновения названного чувства прост и понятен.      Два человека встречаются в этом мире совершенно невинными друг перед другом, потому что они ничего друг другу не должны, ничем не обязаны. Такое положение можно назвать нулевым балансом отношений. Но затем. Один из двоих совершает что-либо приятное или полезное для другого. В ответ у партнёра и возникает чувство задолженности. Ведь и он должен ответить тем же, чтобы сохранить равновесие в отношениях и чувствовать себя комфортно (не чувствовать, что за тобой неоплаченный долг, что не отблагодарил, не выразил достаточно свою признательность). Так рождается желание сделать ответный шаг в отношениях, и мы его совершаем. Но баланс всё равно не становится нулевым. Не приходит система отношений в состояние равновесия. Потому что отблагодарить человека ровно на столько же насколько мы от него получили очень трудно. Если нам одолжили деньги, то можем отдать такую же сумму такими же купюрами. А вот если к нам проявили участие, заботу, доброту? Сколько участие, заботы, доброты нам нужно проявить в ответ? Пожалуй, невозможно точно измерить. Да и ценности у нас у всех разные. Андрею Белугину хотелось бы любви Елены Васильевны, а она в ответном чувстве не нуждается, желает свободы от супруга. Как в таком случае люди поступают? Щедро, с запасом отвечают. И снова дисбаланс. Снова весы отношений покачнулись, но уже в другую сторону. И уже партнёр стремится избавиться от чувства задолженности. Взаимоотношения развиваются благодаря постоянному взаимному потоку «взносов» и состояния неравновесия.        Если же один из партнёров регулярно вносит в отношения свои силы, время, чувства, материальные средства, а второй нет, то отношения разрываются и люди расстаются. При этом желание сбежать из отношений возникает в первую очередь у партнёра, который по какой-либо причине не может погасить чувство задолженности партнёру. И никакие получаемые блага не смогут бесконечно удерживать его во взаимоотношениях, если он не может ответить чем-то равноценным. Поэтому, если вы понимаете, что партнёр не сможет вам ответить равноценным даром на ваш дар, то ради сохранения отношений сдержите свои порывы. Дающий больше, чем берёт становится «лучшим», чем партнёр и недосягаемым. Тому, кто готов много давать, нужен партнёр, который и сам готов много давать.      Так и происходит развитие отношений в спектакле.      Со-бытиё главных героев фактически начинается с того, что Андрей Белугин бросает к ногам Елены Васильевны всё, что возможно (свои чувства, своё возможное благополучие в случае женитьбы на Татьяне, репутацию послушного и благоразумного сына в глазах отца, деньги и, можно сказать, свою жизнь). Вспомните, как символично летит с лестницы Андрей, пинаемый Василием Сыромятовым, братом невесты и не состоявшейся супруги Андрея. Затем Елена Васильевна вносит свой вклад – соглашается стать супругой Андрея. И для неё это достаточно большая жертва. Ведь любит она другого. В спектакле Кармина при этом берет и прижимает к груди коробочку конфет, принесенную женихом. А тот произносит: «Невозможно найти счастливее меня на свете!» И сразу стремиться компенсировать уже появившееся чувство задолженности, засыпает вопросами: «Что вам надо? Может деньги нужны?» И уже тёща, Нина Александровна произносит: «Какой он милый, Лена!»       Отношения развиваются стремительно и достигают критической точки достаточно быстро. Белугин одаривает Елену, ни в чем ей не отказывает, но она не может вернуть свои «долги». Не получает Андрей того, что так желает. И сама Елена чувствует свою задолженность перед супругом. Уже недостаточно того, что она вступила с ним в брак, чтобы компенсировать доброту и любовь Андрея. Нужно или бежать прочь, или «платить по счетам». Бежать из отношений с супругом Елена Васильевна хотела бы с Николаем Егоровичем Агишиным. Возможно, что продолжался бы их роман, если бы не требовалось его героям принимать решения, брать на себя ответственность за них, давать ответы и не когда-нибудь, а сегодня, сейчас.       Белугин наносит сокрушительный удар. Проявляет такое великодушие, что принять его и не отблагодарить невозможно. Вот уж действительно предложение от которого нельзя отказаться. Получить блага от супруга, который ничего не требует взамен, и более того, демонстрирует полное отсутствие интереса к своей персоне, так страстно ещё вчера желаемой… Вот уж обидно! А что же ещё у Елены есть, кроме себя любимой, чтобы компенсировать вклады мужа в супружеские отношения?       Актриса Анна Геллер великолепно со всем дамским изяществом за считанные минуты передаёт все муки борьбы в душе своей героини. И чаши весов в отношениях Андрея и Елены почти уравниваются. Но состояние неустойчивого равновесия чувствуют и все действующие лица на сцене и зрители. Значит, отношения будут развиваться дальше, не прекратятся. Мы рассмотрели только одну сюжетную линию развития человеческих взаимоотношений в спектакле. Не менее интересны другие – Елены Васильевны с матерью Ниной Александровной, Андрея с родителями, Карминной и Агишина, Гаврилы Пантелеича и Настасьи Петровны, Татьяны Сыромятовой с Еленой. Эти сюжетные линии ещё несколько красочных иллюстраций к психологической теории отношений.       Название спектакля Молодёжного театра на Фонтанке по пьесе «Женитьба Белугина» (сцены из московской жизни) очень точно отражает суть представленного на сцене. Любовные кружева человеческих отношений – тема неисчерпаемая и во все времена интересная. А для студентов психологических специальностей, педагогов и юношества спектакль может быть рекомендован как дополнительный образовательный ресурс.  

Нравится
Каталог расстановщиков Выберите город
Сейчас в каталоге: 767 расстановщиков, предлагающие 3966 тренингов и семинаров
Подписка на новости и статьи
Товар недели
Берт ХеллингерСчастье, которое остается 300

Сбор новостей

RSS-материал
Выберите страну и город:
 Подождите...
Страна:
Регион:
Город:
Ваш город (), верно?
Да, верно Нет, выбрать город Без выбора города