Карин Шёбер. Модуль "Отношения с родом". Баланс между уникальностью и принадлежностью. март 2016 г.
Карин Шёбер. Отношения с родом.
Карин Шёбер (KarinSchoeber) – австрийская расстановщица. С огромным опытом в расстановках. Семинары, лекции, тренинги, группы интервизии и супервизии не только в Австрии и Германии. Профессиональная подготовка в психотерапии, системной семейной терапии, травмотерапии. Гештальт, культурная антропология и психология, соматика, краниальная остеопатия, и что-то еще труднопереводимое с немецкого языка.
На модуле, посвященном отношению с родом, основное внимание уделяется понятиям автономии и принадлежности. Поиску точки, в которой возможен баланс, пространства, в котором возможно и то и другое. Похоже на то, что проблемные состояния в этой области возникают, когда мы подсознательно противопоставляем свою позицию «я в своей автономии и уникальности» позиции «я в своей принадлежности семье, роду, сообществу, всему человечеству». И, разделяя внутри себя эти позиции, мы попадаем в состояние бесконечного выбора между тем и этим. Тетралемма во всей своей красоте. И, если каждая из этих позиций нами осознается на эмоциональном и на телесном уровне, и у нас есть накопленный опыт пребывания в каждой из этих позиций, то место, в котором возможно и то и другое – быть в глубокой связи со своими родителями, в глубокой связи с родом и при этом, одновременно, чувствовать свою собственную неповторимость, и идти за своим движением к развитию – зачастую неизведанное пространство. Карин с огромным мастерством умеет выстраивать это пространство, приводя в движение то, что внутри застыло и не дает возможности дышать глубоко.
«Каждый человек несет в себе любовь, которая хочет идти дальше».
Вопрос: «Человек на службе у рода, как с эти обходиться? Как сочетать службу со своей жизнью?»
Ответ: «Это очень большой и общий вопрос. Ответ очень индивидуален. Как найти баланс между принадлежностью к целому и уникальностью. Баланс требует принятия решений. Иметь возможность говорить «да» и «нет», следуя своему собственному внутреннему голосу. Мы хотим быть верными себе и как уникальной индивидуальности, и как связанной с общей целостностью личности. Быть на службе рода, значит сознательно находиться в состоянии принадлежности, состоянии связанности. Обычно мы не служим роду. Мы служим жизни. Это значит, что мы выживаем так, чтобы те, кто с нами связан, могли получить что-то и от нашей силы выживания».
«Я – это та инстанция, которая способна к отграничению. Для этого нужно мужество и внимание».
«Если мы в гармонии, то это не ходьба по канату, а пространство, в котором течет и то и другое».
«В расстановках мы поддерживаем друг друга так, чтобы этот баланс стал правильным».
«Когда мы находимся в абстрактной позиции в качестве жизни или судьбы, мы абсолютно свободны, потому что и в жизни и в судьбе есть все».
«Жизнь больше, чем мы. Иногда мы оказываемся перед лицом чего-то, перед чем мы по настоящему бессильны. И в этих ситуациях мы можем наделять себя силой и сами, и с помощью других».
«Удача в партнерских отношениях зависит не только от благословения рода. Динамики повторяющихся сценариев действуют особенно сильно тогда, когда они не осознаны. И нет индивидуального решения. Чем больше случаев повторения сценария в роду, тем сильнее он сказывается на жизни потомков. Осознание нужно, чтобы определить свое понимание предмета или темы. У всего живого есть то, что выходит за рамки правил. Иногда это называют случайностью».
Карин о том, что такое для неё расстановки:
«Расстановочная работа высококлассная (королевский формат) тренировка восприятия, осознанности и возможности различать. Различение позволяет делать выбор между запечетлениями».
Следуя логике Карин, в детстве бессознательно мы сталкиваемся с темами (областями в бессознательном родителей), которые запечетлеваются нами в том виде, в котором мы их восприняли и дальше опознаются как свои собственные. То есть, во многих случаях мы считаем своими чужие чувства, чужие восприятия, чужую ответственность и, например, вину. Это – запечатления.
Умение различать – это способность воспринимать общие сложные темы более тонко, проводя различие между тем, что относится непосредственно к себе, а что относится к другим контекстам (людям, событиям).
«Умение различать позволяет чувствовать в сердце и соотносить в уме, какая концептуальная реальность действует прямо сейчас. Верность чему, связь с чем и как мы с этим соотносимся».
Тогда осознанность – это умение находить свое место, свою правильную внутреннюю позицию относительно определенной темы. Умение воспринимать тему в целом, понимая, о чем идет речь на самом деле.
«Позиция (ментальная, эмоциональная, духовная) означает быть в определенности для того, чтобы что-то могло разъединиться или соединиться. В одной позиции возможно одно, в другой становиться возможным совершенно другое».
Карин работает, придерживаясь определенной методологии.
1. Интервью с клиентом. Интервью базируется на элементах пространства решения, предлагаемого структурными расстановками (школа М. Кибеда).
Карин говорит о том, что:
«Для движения и развития любого рода, для того во что включено тело, для концептуальной реальности, огромное значение имеет эмоциональная реальность. Она связывает тело с духом. Чувство, как цель и есть тот проводник, который нам нужен».
Поэтому первое, что проясняется в интервью, это к какому жизненному чувству хочет придти клиент, и как это чувство будет ощущаться непосредственно в теле. Карин опирается в работе и в интервью и на дыхательные техники, приглашая клиента дышать в напряженные области тела, помогая сделать чувства, связанные с этим напряжением более осознанными.
Тогда цель – это то, жизненное чувство, к которому хочет придти клиент. А фокус – это та часть клиента, которая находится в этом движении. Карин говорит о том, что такая фокусировка позволяет точнее подойти к проблеме клиента.
При необходимости Карин проверяет в разговоре области вторичной выгоды и доступных ресурсов.
2. Генограмма. На модуле в каждой работе рисовали генограмму. Карин говорит, что она часто ее рисует, особенно в групповой работе и с новыми клиентами. Генограмма рисуется после выявления цели, и после того, как рисунок закончен, Карин просит клиента глубоко вдохнуть, медленно выдохнуть, а потом в соединении со своей целью посмотреть на рисунок и посмотреть, куда направлено больше внимания, к какой части генораммы.
3. В работе Карин много использует техник работы с телесными ощущениями. Они не из расстановочной работы. Внимание к телесным ощущениям, дыхание напряженными частями тела. При разделении контекстов использует работу с каталептической рукой. Интересно, что сначала она как будто сама примеривается своим телом, и только потом выходит из контекста, оставляя там только свою руку. Для большей автономности клиента с чем-то или кем-то в роду, использует наклон головы (кивок), осознанное прерывание контакта и поворот. Много работает сама, своим телом и вниманием с заместителями. Говорит о том, что это уместно, и расстановщик такой же инструмент в работе, как и заместители.
4. Заканчивается расстановка тогда, когда на месте фокуса возникает ясная, полная сил и уважения позиция, совмещающая в себе глубокую связь с семьей и полное право быть уникальным по отношению к своей жизни. Именно здесь видно, насколько дальше мы можем пройти в том, чтобы чувствовать себя лучше, чем нам удавалось это до сих пор.