Портал «Расстановщик»
Для города:
Выберите город

Заместители в расстановках

Заместительское восприятие - это феномен восприятия человеком информации (чувств, связей, образов, знаний) о других людях, предметах или явлениях из общего информационного поля. Люди, которые воспринимают информацию из общего поля посредством заместительского восприятия, называются заместители.

 

Зачем нужны заместители и что они делают? 

 

Считается, что феномен заместительского восприятия открыл Берт Хеллингер несколько десятилетий назад. Этот феномен помог Хеллингеру и его клиентам узнавать, как чувствуют себя члены семьи и помогать всем занять "правильное" место. Это улучшало состояние клиента и его жизнь. Так удалось начать использовать этот феномен для помощи людям, а затем и организациям. С помощью людей-заместителей сейчас не обходится ни одна групповая расстановка. А в индивидуальных расстановках замещает клиент или расстановщик. Но мы будем говорить о групповых работах, в которых участвует несколько заместителей.

 

Что происходит, чтобы стать заместителем?

 

В начале расстановки все обычно сидят на стульях, а клиент подсаживается к расстановщику и передает ему свой запрос. Затем расстановщик и клиент решают, что необходимо "выставить фигуры" из запроса, например "Меня", "Маму" и "Папу". Клиент осматривается в зале и выбирает из присутствующих людей, которые сейчас больше всего напоминают ему "Себя", "Маму" и "Папу". Затем подходит к этим людям, просит их побыть в роли, допустим, "Меня, Максима" и ставит в роль: взявшись сзади за плечики и передав состояние из себя человеку, или посмотрев в глаза (в разных школах по-разному, я считаю "за плечики" более эффективным для передачи состояния). И так человек становится заместителем какой-то роли из системы клиента.

 

А что происходит дальше, и как выйти из роли заместителя?

 

После постановки всех участников, а иногда чуть раньше, на все пространство расстановки опускается _поле_ системы клиента. Обычно в этот момент заместители начинают чувствовать, что внутри у них что-то меняется, появляются новые ощущения, эмоции и желания. При этом, эти чувства можно отделять от собственных, и чем опытнее "зам" тем яснее. Дальше расстановщик приглашает всех начать движение, если оно не началось до сих пор. Проводится краткий опрос заместителей о том, что с ними происходит и что они чувствуют. Например, "Мама" отвернулась от "Папы", а "Я" подошел к папе. "Маме" это все "неинтересно", "Папа злится", а "Я" растерян. Исходя из увиденного и услышанного расстановщик работает с клиентом, помогая тому освоить происходящее, и продвинуться вперед в решении его или системных проблем, влияющих на жизнь клиента. В этом время заместители меняют положение, их эмоции и чувства также претерпевают изменения. И чаще всего, к концу работы, в данной расстановке все роли чувствуют себя много лучше, чем было в начале работы. В какой-то момент становится понятно, что расстановка завершается. Чтобы "отпустить" заместителей расстановщик может сказать "Всем спасибо, оставьте, пожалуйста, свои роли в поле и садитесь", или же клиент может сам завершить расстановку, поблагодарив замов. Иногда можно ничего не говорить, и замы сами выходят из ролей и возвращаются на места.

 

Бывает ли, что заместитель не выходит из роли и что тогда делать?

 

В некоторых расстановочных местах принято "похлопывать" по телу заместителя, чтобы он вышел из роли. А иногда клиент подходит к замам и говорит "Ты больше не моя мама, ты Света". На мой взгляд и расстановочный опыт, при завершении расстановки доступ к полю системы клиента прекращается; _поле_, которое было в расстановке, возвращается в общее и из комнаты оно постепенно уходит. Само расстановочное поле возможно благодаря доступу, который дает клиент расстановщику. И когда расстановка завершается, связь расстановщика и клиента (диада) кончается и энергия, выделенная на изменение, кончается, поле технически уходит обратно в систему клиента. Поэтому, на мой взгляд, остаться в роли члена системы клиента технически невозможно. По крайней мере, мне такие случаи неизвестны. Более того, я рекомендую не выводить человека из роли принудительно. А дать время роли постепенно выйти, оставив нужную трансформацию заместителю, а новую информацию унести в поля. Это процесс может занять пару минут. В обратном случае, если выход из роли был прерван, тогда похлопывание для прихода в собственное тело и взгляд с называнием настоящего имени может помочь.

 

Что же происходит, когда заместитель чувствует, что "он еще в роли"?

 

Чаще всего это классический случай в расстановке, когда резонанс заместителя совпал с резонансом роли, которую он замещал, и у заместителя поднялось что-то личное, связанное с подобной историей в его жизни или жизни членов его системы. В некоторых случаях можно самостоятельно прожить это, в некоторых случаях - это хороший повод пойти на расстановку и улучшить свою жизнь. Именно для этого многие люди ходят заместительствовать: чтобы проживать-продвигать свои истории через резонансы с ролями в расстановке, или вскрыть новые возможности для улучшения своей жизни, поймав через роль новую задачу. Бывают редкие случаи, когда человек не готов иметь с этим дело, не готов сейчас проживать поднятое сам или нести это на расстановку. Хорошо бы заранее знать, что расстановки могут вскрыть новое. Но если уже это произошло, технически возможно вернуть вскрытое обратно в поля. Но скорее всего, если доступ к этому скрытому через расстановку был открыт, оно может вскрыться в другой ситуации. И стоит иметь это ввиду. Можно сказать: если вы ничего не хотите менять в своей жизни, то лучше на расстановки не ходить:) Даже заместителем и наблюдателем. 

 

И, наконец, мой любимый вопрос начинающих заместителей. "Могу ли я навредить клиенту, если буду не так заместительствовать?" И "правильно ли я тут замещаю?"

 

Мой ответ: заместитель навредить заместительством не может. Задача заместителя - верно проводить то, что к нему приходит. То есть, по сути - отдаваться движению, которое приходит. Заместитель не может отвечать за то движение, которое к нему приходит из общего поля. Остальное - это задача расстановщика и клиента: определить, насколько полезно или вредно для клиента то, что сейчас происходит в расстановке. 

Если уж говорить про вред от заместителей, то он не про заместительствование, а про то, когда человек включает себя, а не ту роль, которая к нему приходит. Начинает "лечить" клиента напрямую советами о жизни, например, а не проводить роль. Это происходит часто от того, что принять "роль" человек не может по разным обстоятельствам. И это задача расстановщика - заметить это и верно с этим обойтись.

 

"Правильно" ли проводит роль заместитель, понять достаточно просто: влияет ли это на клиента или нет. Даже если заместитель "ничего не чувствует" - это бывает "правильным" заместительствованием, потому что он замещает кого-то, кто был как "скала" или же в данном месте расстановка столкнулась с тайной и "ничего не чувствующий" заместитель собою дает важную информацию об этом. Бывает, что роль встала "криво" из-за постановки. И то, что заместитель не почувствовал ее, тоже важная информация. На моем опыте все пришедшие первый раз могли заместительствовать. Достаточно для того, чтобы расстановка прошла успешно.

 

И главное, чтобы заместительство было полезно для самого заместителя. Мы приходим на расстановки, чтобы помочь себе решить проблемы и начать жить лучше. Заместители тоже:)

Нравится
Каталог расстановщиков Выберите город
Сейчас в каталоге: 929 расстановщиков, предлагающие 4705 тренингов и семинаров
Подписка на новости и статьи
Товар недели
Ян Якоб Стам и Барбара ХогенбомВ потоке против течения. Системное лидерство 1650

Сбор новостей

RSS-материал
Выберите страну и город:
 Подождите...
Страна:
Регион:
Город:
Ваш город (), верно?
Да, верно Нет, выбрать город Без выбора города