Кто попался в невод?
КТО ПОПАЛСЯ В НЕВОД?
ДЕТСКИЕ СООБЩЕСТВА, САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ В ИНТЕРНЕТ-СЕТИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Развитие человека — это процесс беспредельного рождения, беспрестанного пробуждения. Наше обычное состояние — полусон; нашего бодрствования хватает лишь на дела; для жизни мы пробуждены недостаточно, хотя только это и имеет значение для живого существа.
ЭРИХ ФРОММ
В русском языке слова «общение» — «общность» — «общество» — «сообщество» не только однокоренные, но и из одного семантического гнезда. Ребенок рождается и формируется в системе разнородных связей с другими людьми. Он всегда существует и развивается в сообществе и через сообщество. Быть самим собой ребенок учится в отношениях с другими детьми в детском сообществе. Реальность детского сообщества связана с решением фундаментального вопроса: «Как человек раскрывает человеческое в себе?» Человек проходит свое становление на протяжении всей жизни. Если он по каким-то причинам выпадает из человеческого сообщества, то теряет свои человеческие качества, характеристики, способности, которые считаются естественными.
БЕСКРАЙНЕЕ МОРЕ
Неформальные объединения в интернет-сети влияют на развитие личности ребенка. Интернет представляет безграничные возможности для создания сообществ. Во-первых, в интернете легче найти людей со схожими взглядами, во-вторых знакомство и общение в интернете происходит намного легче, так как человек здесь чувствует себя более комфортно и расслабленно, чем в реальной жизни. Эти факторы обусловили появление и развитие большого количества интернет-сообществ (веб-форумы, блоги, блог-платформы, вики, чаты, списки рассылки, скайпкасты). Они просты в установке и использовании, и на сегодняшний день каждый желающий может организовать свое сообщество.
ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ
Но кроме легкости и доступности есть подводные камни. В интернет-сообществе у подростка создается виртуальная личность, которая может сильно отличаться от его реальной личности и которая для человека может стать важнее, чем реальная. Создание виртуальной личности может происходить за счет обеднения реальной. В детском и подростковом возрасте это наиболее опасно, так как мешает ребенку раскрывать то, что заложено в нем природой и родителями, отрывает от реальности происходящего, мешая формированию структуры собственной личности и формированию адекватной самооценки. Происходит расщепление человека на «образ» и реальное «Я». Таким образом, формируются две субличности, живущие в параллельных реальностях.
Пространство интернета, по своему воздействию на психику, схоже с попаданием в поле психологической травмы: так же происходит потеря связи с реальностью, нет ощутимых и видимых границ. Интернет обладает свойством «поглощать, засасывать», что в дальнейшем может привести к проблемам осознания собственных границ и границ других людей. Может помешать осознанию и выражению собственных чувств и, как следствие, раскрытию и формированию собственной души и трудностям в процессе самовыражения при реальном общении с другими детьми.
Для детей более характерно создание сообществ по интересам. Это тематические сообщества. Например, сообщество любителей «Гарри Поттера».
При определении основных типов интернет-сообществ главным признаком являются цели и задачи, для осуществления которых то или иное сообщество было создано, поддерживается и развивается. В настоящее время социальные ; сети зачастую используются как координирующий элемент множества разрозненных сил и организаций, цели деятельности и миссии которых могут полностью или частично совпадать. Это могут быть антиглобалистские сообщества, различные общественные организации, сайты и движения оппозиционеров.
Н. С. Филоненко,
психолог Центра профилактики зависимого поведения Московского научно-практического центра наркологии