Интервью по образовательной программе Владимира Цигель в г. Харькове
20-22 ноября 2015 г. в Харькове пройдет 1-й модуль курса образовательной программы Владимира Цигель – авторская методика изучения системных расстановок в теории и на практике. Тема: «Мама. Женщина. Порядки любви». Мы решили узнать подробней о расстановках и первой теме образовательной программы у Владимира Анатольевича.-Расскажите подробней о расстановках
-Расстановки – это относительно новый метод психотерапии (если сравнивать с классическим психоанализом и гештальт терапии), его начали официально применять порядка 30 лет назад. Он основан на феноменологии заместительствования. Его суть: есть ситуация или проблема, обычно семейная, родители-дети, мужчина-женщина, и человек не видит ее решения. При помощи расстановок мы моделируем ситуацию через заместителей.
Феномен расстановок состоит в том, что заместители после их назначения в какой-то роли, они начинают чувствовать и выдавать информацию, которой они не обладали. Мы видим реальную картину происходящего, и сложившейся ситуации и через заместителей находим скрытые причины, а найдя их можем найти решение. Поскольку человек, находясь внутри ситуации, не видит причину или не осознает её, а взглянув со стороны она находится. Найдя причину, мы сможем найти решение, что-то поменять в данной системе.
Изначально расстановки применялись как системная семейная терапия, сейчас много видов расстановок: бизнес, структурные, расстановка симптомов.
-Формат проведения расстановок предполагает, что запрос клиента услышит определённый круг людей (расстановочная группа), а не индивидуальную консультацию. Есть люди, которым сложно вот так при всех рассказать о своих трудностях в жизни либо ситуация настолько для них (эта тема) болезненна (разные причины), как им быть?
-Это скорей относится к страхам клиента, когда они думают, что расстановочная группа или расстановочный семинар проходят так, как показывают в различных фильмах психоаналитический семинар. Когда, собирается группа, все рассказывают о своих проблемах и происходит поддержка группы. Но в расстановках происходит несколько другая картина.
На расстановочной группе не нужно раскрывать душу и рассказывать всю проблему, это даже может помещать проведению расстановки, потому что те, кто будут заместителями в этой расстановке, сложат свое субъективное мнение о сложившейся ситуации у клиента. Нужна минимальная информация – обозначить проблему (отношения с родителями, продвижения бизнеса, муж и жена) и ответить на несколько подчиняющих вопросов расстановщика. При этом, клиент может не раскрывать все нюансы ситуации или всю проблему.
В другом варианте, мы можем применять закрытые расстановки. Этот вид расстановок применяется, когда для клиента ситуация является травмирующей, и снова пережить ее – нанести ретравматизацию. Чтобы этого не произошло, по желанию клиента мы делаем закрытую расстановку. В ней также используются заместители, но при этом, они не знают, кем являются, и в каких соотношениях состоят. А весь диалог в закрытой расстановке происходит между клиентом и расстановщиком, при этом, группа не знает ситуацию и ее подробностей.
-Получается, что даже если расстановки не индивидуальные, а в группе – анонимность клиента соблюдается?
-Да, конечно. Чаще всего, таким образом, мы работаем с изнасилованиями и другими тяжелыми ситуациями. В психологии есть такое понятие, как душевный стриптиз, так вот, в расстановках он отсутствует. Он здесь не нужен, а иногда даже вредит течению расстановки.
-Известно много видов или вариантов расстановок, Вы работаете в каком-то определённом направлении? Расскажите о трансформационных расстановках?
-Я работаю по запросам. У нас не тематические расстановки, в плане одного направления, а по клиентским запросам. Люди приходят с разными запросами: семейные отношения, бизнес, денежный поток, родовые тайны и т.д., построение отношений мужчина-женщина, симптомы, работа с симптомами, чтобы узнать причины заболевания. Это все различные направления.
Трансформационные расстановки – это на данный момент рабочее название, пока мы не подобрали другое. Это авторская методика, наработанная годами и количеством проведенных расстановок. Этот метод заключается в том, что мы используем в расстановке минимальное количество заместителей. Если брать классические расстановки, там бывает задействовано много участников. В какой то ситуации, например, семейной проблеме, бывает по десять-пятнадцать человек заместителей.
Такая расстановка очень тяжелая с энергетической точки зрения и занимает много времени, а в результате мы все равно выходим на 2-3 заместителя, в которых на самом деле и кроется причина ситуации. Метод трансформационных расстановок как раз позволяет сразу ставить этих двух-трех заместителей, и через них уже находить причины.
Это сокращает и время работы, и количество участвующих в расстановке. И энергетически намного легче проходит, и группа меньше устает. А результат тот же, эффективность та же. Это более осовремененный вид классических расстановок.
-В Вашей образовательной программе первая тема: Мама. Женщина. Порядки любви., а какая, по Вашему мнению, должна быть женщина? И почему именно эта тема первая.
-Первая, потому что каждый человек приходит в этот мир только через маму. Жизнь и этот мир нам дарит мама, поэтому первый модуль мы посвящаем маме, а второй – папе.
Какой должна быть женщина? С точки зрения гармонии женщина должна быть реализована в 4-х своих ипостасях:
- Первая – это Дочь. Маленькая девочка, которая родилась.\
- Вторая – это Женщина. Когда она уже выросла и строит отношения с мужчиной. Потому что женщина может стать Женщиной только на фоне мужчины. Первый мужчина – это конечно папа, и он воспитывает в девочке женщину, потом появляется мужчина партнер и женщина реализует себя как женщину через партнера.
- Третья – Мама. Материнство, которое реализовывается только при рождении ребенка.
- Четвертая – Личность. Социальная реализация может происходить через профессию, личные занятия, хобби.
-А обязательно женщине профессия? Или домохозяйка, занимающаяся домом и детьми – это тоже социальная реализация?
-Если только своими детьми – то это только мама. Быть домохозяйкой, как мне кажется, недостаточно для женщины. Ей хочется взаимодействовать с обществом, быть не только внутри семьи-системы, но и быть общественно полезной. А в чем она это найдет – то ли в профессии, профессиональной деятельности и карьере, то ли в хобби – рукоделии или написании стихов, произведений.
Для гармонично развитой личности женщины это все важно. Чаще всего домохозяйки, когда их дети вырастают, не могут дождаться внуков, чтобы снова быть нужными и значимыми. От них можно услышать фразу: я всю жизнь вам отдала, для вас жила…. А почему же для себя не пожить? Для гармонии, я считаю должны быть реализованы все эти стороны жизни.
-Эта тема будет интересна всем? Не только женщинам?
-У всех же есть мама. Поэтому отношения с мамой они и для мужчин и для женщин значимы. Если взаимоотношения с мамой для женщины – это реализация себя как женщины, то взаимоотношения с мамой для мужчины – это реализация себя, как мужа, мужчины. Мужчинам тоже будет интересно узнать о себе что-то новое, о том, как их взаимоотношения с мамой влияют на взаимоотношения в семье, с женой, дочерьми. Ведь на отношения мальчика с его будущими женщинами влияет именно мама, точно так же, как на отношения девочки с мужчинами – больше всего влияет папа.
-Как правило, кто приходит обучаться расстановкам? Если что-то, что объединяет этих людей? Как правило, это женщины или мужчины? Возраст? Образование?
-Нет, не могу так выделить. Приходят обучаться расстановкам все желающие, все кто интересуется психологией, расстановками, развитием, кто хочет понимать системные законы, улучшить качество жизни или достичь своих целей.
Что касается мужчины или женщины – хотелось бы больше мужчин, потому что порядка 70% на обучающие программы и курсы приходит женщин. Как и на все развивающие программы, кроме бизнеса и денежного потока. Там мужчин больше.
Обучающая программа рассчитана на восемь модулей, и каждый модуль – это новая тема. Она раскрывается не только с точки зрения личной терапии, а по каждой теме даются законы – как это работает, почему это работает. И в принципе, любой человек, даже не имея цели стать расстановщиком, а желая узнать их для личного пользования, он сможет применять эти знания в жизни.
Это очень хорошее подспорье, когда ты понимаешь, почему это происходит так, а не иначе. С тобой, близкими, родственниками, коллегами, в бизнесе, дружбе. Расстановки – это такой метод, который работает со всеми областями жизни. Я не знаю такой ситуации или проблемы, которую нельзя было бы расставить. Здоровье, отношения, бизнес, политика – все законы универсальны.
Первые пять модулей построены на личной терапии каждого участника и на системных законах, а последние три модуля идут для тех, кто хочет заниматься расстановками, и узнать их законы. Мы обучаем, как взаимодействовать с клиентом, вести интервьюирование, взаимодействовать с заместителями, как по заместителям определять те или иные чувства и эмоции. Это более углубленная, специальная информация для тех, кто хочет более глубоко познать метод расстановок, а не только системные законы жизни.
Приходят и те, кто хочет обучаться и те, кто хочет понимать законы для себя, но я вам хочу сказать, что многие после пятого модуля идут дальше. Им становится интересно узнать секреты этого метода и пользоваться ими в личных целях. Ведь не обязательно собирать группы или проводить семинары. Можно делать расстановки для своего бизнеса или своих семейных отношений, и так далее. Это всегда очень интересно и доступно.
Обучиться расстановкам может каждый. Легче понять все это будет тем, у кого есть смежное образование или базовые знания в психологии, но на самом деле очень прост в изучении и применении. Когда-то Хеллингеру задавали вопрос: как стать вашим учеником? И он отвечал: очень просто, приходите, и смотрите, как я работаю.
По возрасту – для обучающей программы желательно сознательный возраст, хотя бы лет с 16. А предела – нет, пока интересует жизнь – можно обучаться ее законам. Если говорить о клиентских группах, то тут мы работаем с детьми лет с 8, раньше можно работать через родителей. Родителям озвучивается решение расстановки, а они уже доносят его до детей через себя.
-Нужно ли посещать все модули или можно выбирать отдельные?
-Все модули отдельные, можно проходить все, или отдельно. Но, в чем разница между просто семинарами, клиентскими группами и обучающими. На семинарах мы работаем только по запросам людей, и находим решения для их ситуации и проблем. Приходя на обучающий семинар, вы не только находите решение, но и получаете инструмент: почему эти законы такие, как они работают.
Обучение дает более глубокую информацию. Мы не просто сделали расстановку и закрыли какую-то проблему, а заложили фундамент на будущее. Ведь зная закон, и как он работает, вы уже не будете попадать в такие ситуации. Поэтому обучающая программа более глубоко работает, и позволяет не просто решать, а не попадать в сложные ситуации.
-Можно ли сформулировать запрос и сделать расстановку за другого человека во благо семьи? Например, жена просит, чтобы муж-алкоголик не пил, чтобы наладились отношения в семье.
-Тоже неоднозначный вопрос. Вообще, по законам расстановки, такая расстановка не делается. Но, если брать такой пример, то мы можем помочь жене узнать причину, почему с мужем происходит та или иная ситуация, а зная причину, мы можем изменить отношение жены к проблеме, болезни мужа. Но без него изменить его мы не сможем. Это однозначно. Если муж не желает этого, то расстановка будет иметь решение, но муж не пойдет по этому решению.
-Это принесет пользу семье, но не решит проблему?
-Это будет для нее, её отношение изменится, может даже изменит отношение мужа к жене и к семье. Как следствие, он даже может меньше пить. Но чтобы работать непосредственно с мужем, нужен сам муж и его желание что-то поменять.
Иногда, мы можем работать с маленькими детьми через их мам. Так можно работать, потому что у маленьких детей нет осознания происходящего или понимания причин происходящего.
Также мы можем работать с больными людьми, которые не могут прийти, например, инвалид, или человек в реанимации. Можно работать с близким родственником, который хочет узнать причину болезни и помочь человеку выздороветь.
Разница с алкоголиком в этом примере в том, что у этого человека есть желание излечиться, а у алкоголика нет желания бросить пить. Пока у него не появится желание – мы не сможем что-то поменять для этого человека.
Но, еще раз скажу, что косвенное влияние будет всё равно. Жена изменит свое отношение к мужу, начнет по-другому к нему относиться, и по-другому с ним взаимодействовать. А он в ответ начнет на это реагировать, и может, даже станет меньше пить.
-Не ошибаетесь при выборе заместителей?
-По назначению или по количеству?
-По значению
-Да, иногда бывают ошибки, как и в классических расстановках. Но они сразу видны и мы можем менять заместителя по ходу расстановки. Иногда бывает, что выбираем заместителя, начинаем работать, а заместитель попадает в свою ситуацию. И он нам уже показывает свою картинку, а не то, что мы делаем для клиента. Тогда мы такого заместителя меняем, и продолжаем работать точно так же.
Если говорить о точности метода, то процент ошибок в трансформационных расстановках такой же, как и в классических. Если нам не хватает информации, мы будем доставлять заместителей, но их количество все равно будет меньше, чем могло бы быть в классических расстановках.
По жанру классических расстановок: всё, о чем говорит клиент, все участники какой-то ситуации, кого он перечисляет, они все должны быть выставлены. А в трансформационных расстановках нет прямой зависимости от количества заместителей и решения. Решение будет найдено и с меньшим количеством заместителей, и оно будет точно таким же, как и при большем количестве заместителей.
-Расскажите о законе принадлежности и его влиянии на семью. Кто принадлежит семье (человек, его кровные родственники)? А кто еще может принадлежать данной системе-семье, и как они влияют на судьбу родившегося в ней ребенка.
-Все расстановки основаны на трех законах, открытых Бертом Хеллингером (немецкий философ, психотерапевт). Законы:
- Принадлежности;
- Иерархии;
- Брать-давать.
Согласно закону принадлежности, все кто принадлежит системе, имеют одинаковое право на принадлежность к этой системе. Системы могут быть разные: семья – это система, род- это система, коллектив или предприятие – это система, организм человека – это система. Но эти три закона работают в системах любого вида.
Для того, чтобы обозначить семью, как систему, мы говорим о том, что в систему-семью входят прежде всего кровные родственники. Это мама, папа, дети, братья сестры, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки, а также ближайшие родственники мамы и папы – дяди, тети. Также к системе принадлежат те, кто умер в системе, и те, кто не родился в системе. Например, умерший в раннем детстве ребенок. Его нет, но его место в системе остается. Раз он пришел в эту систему (закон Принадлежности), за ним остается место в системе, он имеет на него право. И мы всегда это место учитываем.
Мы точно также учитываем место за теми, кто должен был родиться в системе, но не пришел в нее. Например, абортированные дети или умершие в первый год жизни дети (синдром внезапной смерти младенцев). О них очень часто забывают, но согласно закону Принадлежности, любой пришедший в систему, является членом системы.
Кто еще может принадлежать к системе. Иногда к системе начинают принадлежать люди, которые спасли жизнь кому-то из этой системы. Но об этом иногда могут забывать, хотя это очень важный элемент. Спасая жизнь кому-то в системе, этот человек тоже становится членом системы, он как бы начинает ей принадлежать. Также системе могут принадлежать жертвы, или напротив: убийцы и насильники. Если кто-то «из посторонней системы» убил кого-то в этой системе, он становится принадлежащей к этой системе. Либо кто-то из этой системы убил кого-то в другой системе, тогда он становится принадлежащим к той другой системе. Поддерживается такая не кровная и не родственная связь.
К системе еще могут принадлежать люди, к которым кто-то из системы испытывал очень сильные чувства. Например, мама сильно кого-то любила в молодости, но потом, по стечению обстоятельств они не остались вместе (не важно, кто кого бросил или ушел). Потом она встретила другого мужчину, который становится папой ее детей. Но чувства к тому мужчине были настолько сильные, что он продолжает влиять на эту систему.Допустим, мама все время о нем думает, может, обижается или наоборот, мечтает о встрече – в общем, испытывает сильные чувства к тому человеку. Тогда он тоже влияет на систему. Вплоть до того, что когда рождаются дети, они иногда замещают в семье того, с кем не сложились отношения. Связь была настолько сильной, что дети в любви к маме или папе (если такая сильная любовь была у него) показывают эти незавершенные чувства. Причем, ситуация может быть даже не у мамы и папы, а у бабушки и дедушки. Но она также влияет на судьбу человека (ребенка), который попадает в такие межсистемные переплетения.
-Получается, человек изначально играет не свою роль?
-Да, без любви к своим родителям (к маме или к папе) ребенок проигрывает эти незавершенные отношения, и таким образом проживает не свою жизнь и свою судьбу, а другого человека. И это создает в его жизни проблемы, с которыми чаще всего, невозможно разобраться самостоятельно.
-Давайте поговорим о бизнес-расстановках. Если, например, у владельца бизнеса проблемы: поставщики подводят, снижение продаж, кадровые проблемы. Он ничего не понимает в расстановках, но, конечно же, хочет разобраться и улучшить ситуацию в своём бизнесе – это возможно?
-Да, конечно возможно. И здесь вопрос не в том, должен ли клиент разбираться в технике или методах расстановок. Ведь для того, чтобы вы получили помощь от врача, вы не должны разбираться в медицине или заканчивать медицинский институт. Этим должен владеть врач, а в данном случае – расстановщик. А клиент приходит со своим запросом: бизнес, поставщик, продажи, коллектив. Мы просто показываем реальную картину, и находим причину ситуации.
И, чаще всего, бизнесмены опережают решение расстановки. Он видит реальную ситуацию, и говорит: «А, да, я все понял!», а когда мы уже приходим к решению, оказывается, что он прав. У людей бизнеса уже анализ идет в опережение динамики самой расстановки. Мы, конечно, доводим расстановку до конца, чтобы показать решение и сказать – да, вы были правы или наоборот – ошиблись в тех или иных моментах.
-А обращаться к расстановщику должен именно владелец бизнеса, или может быть директор, управленец?
-Желательно, конечно, чтобы это был владелец бизнеса, потому что с его точки зрения мы увидим более полную картину. Ведь с точки зрения управленца или другого представителя низшего звена мы увидим ситуацию только с его позиции, и найдем решение только той проблемы, которую он нам озвучивает. То есть, решение все равно будет, но оно будет только для него, поскольку он не может сделать расстановку для всего предприятия. Со своего уровня он не обладает той информацией, которая нам нужна для всего предприятия.
-А для бизнеса тоже собирается группа?
-Есть и индивидуальные расстановки. Можно работать, как с группой, так и индивидуально. Существуют такие расстановки – на фигурках. В них в качестве заместителей выбираются специальные фигурки. Есть несколько видов наборов таких фигурок: для семейных расстановок или бизнес расстановок. И мы работаем с этими фигурками. На самом деле заместители могут быть не только фигурками, но и какими-то другими предметами, есть много вариантов.
Очень часто какие-то известные люди: политики, бизнесмены, бизнес которых известен в определенных кругах, идут либо на закрытую расстановку, где о заместителях знаем только я и клиент, либо на индивидуальные расстановки, индивидуальные консультации, в которых находим необходимое решение. От того, кто или что будет заместителем, результат не зависит. Просто через людей информация будет более точная, а через фигурки дольше будет идти процесс, но мы все равно выходим на решение, хоть так, хоть так.
http://centrgl.com/?page_id=386